В лодке над «Фиштом»

Как дедовчанин АНДРЕЙ ШАРНИН СЫГРАЛ ОДНУ ИЗ ВЕДУЩИХ РОЛЕЙ на церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи

5 марта 2014 в 21:56, просмотров: 1102
В лодке над «Фиштом»
Фото из архива Андрея Шарина

Сочинская церемония закрытия началась с появления плывущей по воздуху лодки, в которой вместе с детьми находились… клоуны — Моряк и Ловец звезд.

Их сыграли известные цирковые артисты Аскольд Запашный и наш земляк Андрей Шарнин. На протяжении всего действа Моряк и Ловец звезд были рядом с юными героями.

Заслуженный артист России Андрей Шарнин работает в цирке уже почти сорок лет, из них двадцать пять — в Большом Московском государственном цирке на проспекте Вернадского. Зрителям он известен как актер клоунского дуэта «Мик и Мак», как режиссер-постановщик и автор многих цирковых спектаклей, в том числе популярного детского мюзикла «Лукоморье». Андрей гастролировал по всему миру.

Сейчас Андрей Шарнин помимо режиссуры занимается педагогической деятельностью — готовит молодых артистов для работы в Большом Московском цирке. А в Дедовске его знают как бессменного руководителя детской цирковой студии «Антрэ», созданной четыре года назад в Центре искусств им. А.Прядко. Именно маленькие ученики больше всех переживали за своего наставника.

— Подробности олимпийского сценария до последней минуты держались в строжайшей тайне. Никто не знал, какую роль сыграет Андрей Леонидович, — рассказывает директор Дедовского центра искусств Елена Строева. — Коллеги, дети, родные — мы все с волнением смотрели трансляцию, переживали и верили в то, что наша поддержка, несмотря на расстояние, поможет ему.

Помогла. Возможно, кто-то из зрителей заметил, что Ловец звезд, когда «плыл» в небесной лодке, одну из пойманных звездочек послал прямо в телекамеру. Как признался Андрей Шарнин, звездочка предназначалась супруге Елене и всему коллективу центра искусств.

— Андрей, правда, что в Сочи вас пригласили не только как высокопрофессионального актера, но и как специалиста по вопросам отечественного цирка?

— Да, имея за плечами многолетний опыт, разбираясь в специфике и особенностях советского цирка, я проводил консультации. Кстати, хочу отметить, что решение организаторов пригласить в качестве режиссера-постановщика итальянца с мировым именем Даниэля Паска было правильным, потому что представить русскую культуру со стороны, расставив нужные акценты, мог только иностранец. Человеку, живущему в этой культуре, трудно быть объективным. В итоге получилось грандиозно: вся планета в срезе увидела культурный пласт, на котором держится Россия, — балет, литература, музыка, художественное искусство, цирк.

— А артисты были российскими или тоже иностранными?

— Что касается циркового блока, то изначально Паска, привыкший работать качественно и серьезно, планировал привезти известных артистов цирка из Канады и Италии. Однако благодаря братьям Запашным удалось отстоять патриотическую линию, рассеяв сомнения мастера относительно профессионализма русских. На Олимпиаде выступали артисты из разных уголков нашей страны — всего три с половиной тысячи человек. Кстати, многие из них работают в цирке на проспекте Вернадского, как, например, главные герои — Валя Терешкова и Юра Гагарин, составившие компанию девочке Любови.

— Чьи были костюмы и грим?

— Их делали итальянские специалисты. А технические разработки принадлежат англичанам. Они, кстати, держат в строжайшем секрете концепцию создания олимпийских символов Мишки, Зайки и Леопарда, способных не только танцевать, но и задувать огонь и пускать слезу.

— Как проходили репетиции?

— В Сочи я приехал за две недели до окончания Олимпийских игр, репетировали мы ежедневно. Причем на самом стадионе проходили только сводная и генеральная репетиции. В остальное время работали на специальных крытых площадках размером с основной стадион. Их несколько, поэтому каждый блок прорабатывался отдельно. Интересно, что во время прогонов мы не видели той фантастической световой видеопроекции, которая предстала перед зрителями в финале. На репетициях нам казалось, что под ногами был обычный свет. Понятно, почему билеты в нижних рядах стоили значительно дешевле верхних.

Мне также было интересно посмотреть на мероприятие такого масштаба с профессиональной точки зрения. Представляете, на огромный стадион вместимостью сорок тысяч человек одновременно выбегают три тысячи участников, а другие три тысячи стоят за кулисами и ждут на низком старте. Как развести эти потоки, как управлять ими, как достичь синхронности в действиях? Корректировки давались в наушник, который был у каждого, и все слышали счет, указания «посмотри направо», «посмотри налево», «подними руку». Важно, что во время репетиций постоянно шел обмен творческими идеями, и, несмотря на четкие руководства извне, за цирковыми артистами оставалось право на свою импровизацию в репризах.

— Какие ваши основные впечатления от Олимпиады?

— Главное из них — сильнейшая энергетическая атмосфера, которую создавали во время соревнований спортсмены и болельщики. Она «заряжала» абсолютно всех. Не покидало ощущение, что вокруг тебя одни друзья — любой мог к тебе подойти, обнять, заговорить, пошутить, рассмеяться. Конечно, воспоминания от Олимпиады останутся на всю жизнь, и мне очень хочется, чтобы и наши ребята из «Антрэ» тоже когда-нибудь стали участниками такого грандиозного события. Я в это верю.



Партнеры