Деловая вечеринка

Дипломатов пригласили на startup-weekend

Слова из некогда популярной песни “Ой, как нелегки первые шаги” относятся не только к первым шагам ребенка по планете Земля. Не менее трудно их совершать и молодым людям в бизнесе. Однако если он не станет пополняться молодым поколением, то это надолго остановит его развитие. Между тем пока российская молодежь не слишком стремится заниматься предпринимательством.

Дипломатов пригласили на startup-weekend

Почему все-таки молодежь не слишком охотно идет в предприниматели? Причин, конечно, немало, но одна из них заключается в том, что молодые люди мало знают о том, как начать свое дело, какую помощь оказывает государство. Чтобы рассказать им об этом, в гости к студентам МГИМО приехал и.о. руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев.

Следует сразу сказать, что визит оказался не напрасным: для студентов рассказ министра в какой-то степени стал откровением. Большинство из них даже не представляли, что в городе, где они учатся и живут, действует разветвленная система поддержки начинающего и молодежного предпринимательства. По словам Михаила Вышегородцева, в Москве работают свыше 70 структур, как государственных, так и коммерческих, которые помогают начинающим бизнесменам на всех этапах их деятельности.

А началось все 21 год назад, когда в Москве появились первые кооперативы. Тогда западные консультанты советовали руководству города передать всю систему поддержки малого бизнеса в частные руки. Но правительство столицы не послушалось их и стало создавать свою, преимущественно государственную инфраструктуру помощи предпринимательству. И, как показала практика, она доказала свою эффективность.

Что же получилось в итоге, какая в городе сложилась система поддержки малого предпринимательства? Об этом собравшейся молодой аудитории и поведал министр правительства столицы. По его словам, в городе существует 11 программ получения субсидий. В том числе и тех, которые напрямую направлены на содействие тем молодым людям, которые желают начать свое дело.

В настоящее время правительство столицы реализует уже седьмую по счету программу поддержки малого бизнеса. Сегодня можно получить практически любую консультацию, начиная с того, как зарегистрировать свою фирму. Причем советы даются бесплатно. Как показывает практика, для многих начинающих бизнесменов это оказывается первым серьезным препятствием. Дело в том, что для налоговой инспекции, которая регистрирует компании, требуется наличие юридического адреса, а чтобы снять в аренду помещение, требуется заключение договора с уже готовой фирмой. Вот люди и не знают, как решить это противоречие. Налоговая инспекция просит указать адрес, где будет размещаться новое предприятие, а арендодатель требует показать документы о регистрации. Чтобы решить эту коллизию, столичные власти помогают заключать договор почтово-секретарского обслуживания с предоставлением 2 кв. м площади. Понятно, что на них невозможно развернуть реальную деятельность, зато налоговики соглашаются принимать эти адреса для постановки компаний на учет.

И все же, как можно было легко предположить, более всего студентов интересовали вопросы финансовой поддержки начинающегося бизнеса. Как пояснил Михаил Вышегородцев, в городе разработан целый пакет субсидий, которые охватывают практически все стадии бизнес-процесса. Первый вид субсидий — на start-up (350 тыс. рублей). Не секрет, что банки вообще не кредитуют бизнесменов-новичков. И даже не потому, что не желают, а по причине запрета Центрального банка РФ, который не разрешает предоставлять займы фирмам, работающим менее 6 месяцев. Правда, есть одно непременное правило, которое действует при получении любых субсидий правительства Москвы, — предприниматель также должен вложить в развитие своего дела эквивалентную сумму. Как считает Вышегородцев, сейчас в Москве есть несколько бизнесов, где “входной билет” стоит менее 700 тыс. руб. Среди них — интернет-торговля, переработка мусора.

Еще одна субсидия так и называется — “для молодежного предпринимательства”, в размере 750 тыс. руб. Ее разрешают тратить практически на любой подтвержденный вид расходов. Это может быть и аренда, и заработная плата, и ремонт помещений, и многое другое. Но следует помнить, что, реализуя бизнес-проект, малое предприятие отчитывается по целевым показателям. Городские власти не альтруисты, а преследуют свои цели, связанные с решением социальных задач. В первую очередь это создание новых рабочих мест и появление налогоплательщиков. Поэтому они контролируют использование предоставляемых ими средств.

Кроме этих субсидий есть и другие, причем существенно большие по величине. По приоритетным для города видам бизнеса (производство, ЖКХ, ремесленничество, социальные, молодежные проекты и др.), предприниматель может получить до 2,5 млн. руб. Эти деньги даются с целью дальнейшего развития компании. Обычно они расходуются на приобретение основных средств.

Кроме субсидий для развития бизнеса используются и кредиты. Банки малому бизнесу дают их неохотно, даже тем компаниям, которые уже достаточно твердо стоят на ногах. Но в любом случае они требуют хороших залогов. А молодые предприятия редко ими обладают. Чтобы помочь таким фирмам, три года назад создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, который дает поручительства (до 50% суммы банковского кредита). Максимальный размер кредита 70 млн. руб., из них половину — 35 млн. руб. — гарантирует фонд. Причем предприниматели приходят не только за компенсацией затрат, связанных с получением кредита, но и за компенсацией затрат по поручительству. И 90% этих расходов малому предприятию погашаются. Если кредит выдан предприятию на 3 года или больше, то оно получает компенсацию в размере 75% от ставки рефинансирования ЦБ, если от 2 до 3 лет — 50%, от 1 до 2 лет — 30%.

Но, пожалуй, самый большой интерес студентов МГИМО вызвала та часть выступления Михаила Вышегородцева, которая была посвящена субсидированию зарубежных стажировок. И это понятно, ведь большинство тех, кто тут учится, в той или иной степени будут связаны с мировой экономикой. И, как пояснил министр, правительство Москвы готово оплатить половину затрат на такую учебу работников и руководителей малых предприятий, работающих в инновационной сфере. К этому следует добавить, что с 2011 года планируется компенсировать до 90% расходов по продвижению продукции за рубеж.

Но вот предприятие создано, производит продукцию, но куда ее сбывать — рынки переполнены, резонно заметил один из студентов. Могут ли помочь в этом нелегком деле московские власти? Могут, уверенно отвечает Михаил Вышегородцев, — с этой целью создана система межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ). И почти в каждом регионе есть партнеры ММЦ — маркетинговые агентства; в их задачу входит изучение своих локальных рынков. Малая компания, имеющая желание продвигать свои изделия по стране, обращается в эту организацию. И та просит своих партнеров изучить в том или ином субъекте Федерации спрос на эти товары. После чего даются рекомендации, насколько данная продукция конкурентна, есть ли контрагенты, готовые взять на себя труд по ее реализации. Изучив эти материалы, компания может либо направить свои предложения по указанным адресам, либо отправиться туда с деловой миссией. Ежегодно в разных регионах проходит около 15 таких мероприятий.

Любая помощь, как финансовая, так и другая, необходима бизнесу. И все же главное не в этом: главный ключ к успеху — это умение генерировать новые идеи. Если их нет, то никакая поддержка не даст большого результата. Но, как выяснили студенты, и тут столичное правительство оказывает содействие. Как рассказывал присутствующий на встрече Алексей Костров, директор Агентства по развитию инновационного предпринимательства, в 2010 году появилось такое мероприятие, как startup-weekend. Обычно оно проходит с пятницы до воскресенья. С расписанием можно ознакомиться на сайте агентства www.arip.ru Приходят молодые люди со своими идеями, происходит их обсуждение. Вокруг перспективных разработок возникают творческие коллективы. Причем подавляющее большинство проектов требует для реализации небольших вложений.

Конечно, иметь все эти возможности хорошо, но студентов интересовал и сугубо практический вопрос: а есть ли молодые столичные предприниматели, уже добившиеся успеха? Да, такие есть, и их немало. Например, одна компания успешно разработала программу по эффективному использованию находящихся на карточном счете денег. Вместо того чтобы они лежали на нем неподвижно, людям предлагаются различные варианты их выгодного вложения. Уже сейчас в базе фирмы — 22 тыс. клиентов. И, как признался Михаил Вышегородцев, одним из них является он сам.

Другой успешный проект реализовала молодая девушка — выпускница одного из московских вузов. Получив субсидию от правительства Москвы в 750 тыс. руб., она разработала программу по эффективному поиску покупки или продажи недвижимости. А затем на одном из венчурных форумов нашла солидного инвестора. И таких примеров немало.

Мировая практика показывает, что молодые бизнесы наиболее устойчивы, так как молодежь меньше боится идти непроторенными тропами. Только надо дерзать. А власть им поможет, ведь она понимает, как нелегки эти первые шаги…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру