Мечетям — нет, расколу мусульман — да

Власть ведет странные игры с российским исламом

Аналитики тщетно пытаются разобраться в причинах погрома на Манежной площади и национальных столкновениях на площади Европы. Корни национальных конфликтов скрываются в темных глубинах российской государственной политики. Обстановка нагнеталась в течение всей осени, когда московские власти то подтверждали, то отказывались предоставить землю под строительство новых мечетей.

Власть ведет странные игры с российским исламом
Алексей Гришин.

Напомним, что весь прошедший год шли переговоры между тремя основными духовными управлениями мусульман России об образовании единого центра. Шейх Равиль Гайнутдин вспоминает: “В 2009 году во время Курбан-байрама муфтий Талгат Таджуддин выступил с предложением объединения трех централизованных мусульманских объединений. После того как изучили это предложение, мы и с руководителем кавказских мусульман Бердиевым, и с самим Талгатом Таджуддином провели встречи.

Создали рабочую группу, начали деятельность по объединению. Однако это решение не понравилось государству. До нас тоже довели мнение, что предложение Талгата Таджуддина “не соответствует политике государства”. Римляне в процессе создания империи, когда завоевывали новое государство, всегда руководствовались правилом: “Разделяй и властвуй!”. Так было легче управлять покоренными народами. Но Россия — не империя, и в ней нет покоренных народов. Однако не все государственные деятели придерживаются этого взгляда, а продолжают руководствоваться римским принципом.

В недавнем выступлении в Казани муфтий Равиль Гайнутдин назвал куратора российского ислама виновником дискредитации идеи объединения российских мусульман. Это Алексей Гришин — главный советник Администрации Президента РФ, курирующий вопросы взаимодействия госорганов с исламскими организациями.

Как полагается уважающему себя госчиновнику, Гришин создал Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который призван оказывать помощь мусульманам. Он же является одним из его руководителей. Самое странное, что фонд занимается организацией хаджей в Мекку и Медину. Те мусульмане, которые сталкивались с работой фонда, жалуются на явную избирательность его сотрудников — непонятно, кому и почему отдается предпочтение. Хотя проведение хаджей часто происходит благодаря финансированию со стороны арабских государств.

Дискредитировав идею объединения российских мусульман, Гришин способствовал созданию четвертого муфтията. Который получил громкое название — Российская ассоциация исламского согласия (РАИС). Он был учрежден 7 декабря 2010 года Его основу составили духовные управления мусульман Ставропольского и Пермского краев, Мордовии и Челябинской области. Объединившиеся в РАИС муфтияты до сих пор были независимыми. Шейх Равиль Гайнутдин резко отреагировал, заявив, что его соратники по Совету муфтиев на последнем заседании даже не обсуждали появление нового муфтията. Комментируя ситуацию в Москве и события последних дней по поводу стычек между националистами и выходцами с Кавказа, он посетовал на то, что в столице, где проживают более двух миллионов мусульман, “ощущается очень сильное давление”. “Мусульмане из-за нехватки мечетей вынуждены праздничные намазы совершать на улице, на трамвайных путях, даже во дворах церквей. Таким образом, дела по унижению мусульман, политика по ущемлению гражданских прав продолжает свое дело”. Говоря о причине активного притока мигрантов в Россию, он указал на моральное разложение коренного населения.

Слова муфтия вызвали взрыв негодования со стороны некоторых государственных и церковных структур, хотя об этой тяжелейшей проблеме России не говорят разве только грудные дети. Глава Роснаркоконтроля Виктор Иванов назвал ситуацию в России с наркотиками “апокалиптической”. РПЦ создала Центр по борьбе с алкоголизмом, а теперь намерена заняться проблемами наркозависимых.

Выступление муфтия Равиля Гайнутдина не только не нашло поддержки среди членов Межрелигиозного совета, но и вызвало негодование. Началась травля, посыпались обвинения в его адрес.

Глава ЦДУМ муфтий Талгат Таджуддин сообщил, что на Лужнецкой набережной Москвы в свое время выделялись земля под строительство соборной мечети на 5 тыс. молящихся и земля в Сабурове под мечеть на 1500 мест, однако якобы “по настоянию “уважаемого” Равиля Гайнутдина эти проекты были загублены”.

Римский принцип по-прежнему действует в России. Вчера первый зампред Центрального духовного управления мусульман Альбир Крганов объявил о возобновлении деятельности Центрального духовного управления мусульман России в Москве.

По словам муфтия, образование новой структуры было согласовано с властями. “Мы нашли понимание”, — отметил А.Крганов. О кругозоре нового муфтия свидетельствуют его слова: “Зачем держать народ около храмов на улице, под снегом? Здесь же, в Москве, есть огромный спортивный комплекс “Олимпийский”, можно было бы и там проводить службы”.

Судя по всему, у Гришина довольно высокие покровители — 15 декабря появился Указ Президента России о награждении его орденом Дружбы. Как дальше будут развиваться межнациональные отношения и воцарится ли дружба между российскими мусульманами, покажет ближайшее время. Пока же муфтий Равиль Гайнутдин проводит консультации — недавно прошла встреча с первым заместителем Администрации Президента Владиславом Сурковым. На очереди — встреча с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру