Реагент национальной безопасности

Что уничтожает лед на зимних улицах Москвы

Пришла зима, а это значит, что в Москве вновь задались вечными вопросами: насколько плохо (или неплохо) с улиц убирают снег и нужно ли использовать пресловутые реагенты. Пришла зима, а это значит, что коммунальщики вновь обещали использовать «максимально проверенные и безопасные средства защиты от льда и снега». «МК» поинтересовался: может ли большой зимний город обойтись без уличной химии и чем грозит горожанам постоянный контакт с «уничтожителями» льда и снега?

Что уничтожает лед на зимних улицах Москвы

 

Когда в теплые уголки Европы или Америки заглядывает снежная зима, сводки телевизионных каналов начинают пестрить довольно забавными для российского зрителя сюжетами: неуправляемые автомобили беспомощно сливаются в дорожную кашу, а бедняги-пешеходы не могут оторваться от мало-мальски выступающих точек опоры. Минуты чужого конфуза неожиданно поднимают со дна лучшие национальные чувства: а мы-то, молодцы, всю жизнь живем в таких условиях — и пожалуйста, не только ездим без особых аварий, но и ходим по снегу пешком, причем некоторые умудряются делать это на шпильках и каблуках!

На практике наш ежедневный контакт с суровыми погодными условиями выглядит совсем не так безупречно: грязь и снежная каша на дорогах здорово раздражают и портят настроение даже самым психологически устойчивым.

— Что они сыплют нам под ноги, что льют под колеса наших автомобилей? — возмущаются раздосадованные горожане. — Разве нельзя это сделать как-нибудь по-другому?!

Столичные работники ЖКХ считают, что можно. И продолжают искать идеальное сочетание реагентов для наших условий. Еще совсем недавно коммунальные службы рассыпала по дорогам песчано-солевые смеси — на сезон выходило до 600 тыс. кубометров «зелья». От них на улице всегда царила грязь, песок покрывал проезжую часть, тротуары, газоны. Затем он оказывался в ливневой канализации и забивал ее. Поэтому от песка решили отказаться и остановились на чистой технической соли (натрий хлор), которой понадобилось на порядок меньше — до 300 тыс. тонн. Надо признать, что соль оказалась весьма эффективным реагентом, который моментально растапливал лед, превращая его в снежную кашу. Однако экологический вред от натрия хлора был просто чудовищным: соль разъедала обувь, лапы животных и даже автомобили. Испаряясь, этот химикат выводил из строя даже электродные контакты на троллейбусах, из-за чего частенько сбивался график их движения. От технической соли засолялась почва, гибли растения, страдали астматики и аллергики. В конце концов от этого реагента Москва отказалась.

В 2011 году в столице была разработана новая «технология зимней уборки проезжей части с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2—5 мм». Один из главных принципов утвержденной технологии — строгая дифференциация реагентов. Одни из них применяются только для проезжей части, другие — исключительно для тротуаров, поэтому к ним предъявляются более высокие экологические и гигиенические требования.

По своему составу реагенты делятся на однокомпонентные и многокомпонентные, по агрегатному состоянию — на жидкие и твердые. Иногда в твердые реагенты добавляется абразивный материал, и получается комбинированная смесь. Жидкие реагенты, состоящие из раствора хлоридов кальция, натрия и магния, стоят недорого, но и температурная граница их применения не слишком широкая — до -8 градусов. В сильный мороз они превращаются в настоящий лед, поэтому применяют их в основном для предупредительной обработки, в самом начале заморозков. Твердые реагенты эффективны даже при -30, особенно на дорогах с плотным движением. В них используются многокомпонентные хлоридные смеси натрия и кальция с ингибиторами коррозии. Хлорид кальция хорошо поглощает влагу из воздуха, при этом растворяется и выделяет тепло. Кроме того, такая смесь очень хорошо проникает в толщу льда. При добавлении абразивных материалов в эти смеси возникает хорошая сцепка между дорожным полотном и покрышками. Одним словом, идеальное средство для нашей зимы.

Для автомобильных дорог город применяет как жидкие, так и твердые смеси натрия хлора и кальция хлора — в зависимости от температуры. Для пешеходных тротуаров по-прежнему используют натрий хлор, но в более низкой концентрации, за счет добавки калия хлора, который фактически является минеральным удобрением, и формиаты — соли муравьиной кислоты. Эти органические вещества безвредны для окружающей среды, не портят обувь, но эффективно плавят снег. В идеале надо полностью переходить на такие реагенты, но пока они слишком дороги, поэтому используются только там, где передвигаются люди и домашние животные.

— В этом году на дорогах Москвы будут использоваться только хорошо известные и проверенные реагенты, — заявил на пресс-конференции руководитель департамента ЖКХиБ Андрей Цыбин. — Никакие новые реагенты, не прошедшие государственной экспертизы и не получившие соответствующие документы Ростехнадзора, применяться не будут. Город пошел на значительные финансовые траты для закупки многокомпонентных реагентов — именно они рекомендованы сегодня к использованию. Что касается воздействия реагентов на окружающую среду, животных и самого человека, — уточнил чиновник, — то дело не во вредности, а в правильности их использования. За два часа до снегопада мы обрабатываем улицы специальными смесями, их количество рассчитывается исходя из погодных условий с помощью специальной компьютерной программы. На всех машинах установлены дозаторы, которые выдают необходимое количество реагента с колоссальной точностью.

В последние годы для борьбы с наледью на дорогах стали использовать реагент бишофит, применение которого сразу же вызвало массу досужих толков и слухов у горожан.

— Бишофит — природный минерал, получивший свое название в честь немецкого геолога Бишофа, который открыл его в 1877 году в Саксонии, — рассказал «МК» заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, эксперт ООН по химической безопасности Валерий Петросян. — Химическая структура бишофита — это 6 молекул воды вокруг центрального атома магния. Два аниона хлора в этом соединении — это обычные отрицательно заряженные частицы, связанные с молекулами воды при помощи водородных связей. В сравнении с хлоридами кальция или натрия, которые широко применяются на улицах Москвы в последнее время, бишофит лучше для окружающей среды и для здоровья человека и животных.

Как сообщили в департаменте ЖКХ, бишофит уже обсудили на общественных слушаниях. В настоящее время реагент ожидает оценки государственной экологической экспертизы. Возможно, в будущем он появится на наших улицах.

Что же касается разъедания обуви, лап животных и других побочных эффектов, которые имеют противогололедные препараты, то выбирать не приходится: по статистике, количество травм и аварий на необработанных «химией» улицах города многократно увеличивается. Обойтись одними только природными средствами, например каменной или гранитной крошкой, пока тоже не получается: в отличие от скандинавских стран или Канады, у нас не отработана технология защиты ливневых стоков. К тому же этот материал оказывается абсолютно бессильным против такого явления, как зеркальный лед. Так что полностью исключить противогололедную «химию» пока невозможно. А в плане защиты от вредного воздействия реагентов эксперты советуют не лениться и хорошенько позаботиться и о себе любимых, и о наших меньших братьях.

— Для обуви и лапок животных, к сожалению, все хлориды одинаково плохи, и здесь выход один: не носить зимой обувь на кожаных подметках, — порекомендовал профессор Петросян. — Я советую надевать более теплые туфли на каучуковой или резиновой подошве или на какой-то современной композитной основе, на которые реагенты не действуют никак. Собакам, гуляющим в тех местах, где применяются реагенты, необходимо тоже надевать специальные башмачки. А пешеходам, совершающим по городу короткие или длинные прогулки, я рекомендую выбирать маршруты, удаленные от оживленных автомобильных магистралей, на которых щедро разбрызгиваются реагенты, — таким образом вы сможете обезопасить свой организм от вредных воздействий.


Татьяна Чередникова

 

 

А КАК У НИХ

В других странах химические реагенты стараются использовать как можно реже. Самым заснеженным городом в Европе считается Хельсинки, где иногда снежные заносы доходят до 25—50 см. Однако для столицы Финляндии гололед тоже остается серьезной проблемой. Так вот, на улицах этого города помимо снегоуборочной техники в борьбу с зимой вступает такое средство, как каменная крошка. Она вполне эффективна, однако на короткое время: пешеходы и машины быстро разносят этот слой по окрестностям, и в итоге скользкие места приходится посыпать заново. Кстати говоря, когда возникает гололед, в Хельсинки начинает работать бесплатная служба SMS-оповещения жителей об опасных участках пешеходных дорожек. Кроме того, на специальном сайте жителям столицы предложено предупреждать представителей местных властей о том, какие улицы требуют срочной уборки.

Каменная крошка применяется и коммунальными службами Вены, где осадки зимой тоже доставляют неудобство местным жителям. Однако временами эта «россыпь» может быть весьма крупной и весьма ощутимой для тех, кто носит обувь с тонкой подошвой. Нужно отметить, что главное условие для того, чтобы эффективно засыпать скользкие места в городе, — сразу после снегопада или во время него поверхность нужно расчистить практически до асфальта. С этим коммунальные службы многих европейских городов справляются вполне.

В Канаде и Соединенных Штатах без химических реагентов все же не могут обойтись. Как правило, местные власти применяют кальциево-магниевый ацетат, который вызывает коррозию, однако вредит этим не больше, чем талый снег. Хлора в нем нет. Однако единственное, что ограничивает применение этого реагента, — это температура. Его можно применять только до -7 градусов. Наряду с ним одним из самых популярных химикатов остается реагент под названием «соль», в состав которого входят те же вещества, что и в другие средства: водный раствор хлоридов кальция и натрия, хлористый кальций, комплекс солей хлористого кальция, натрий. Однако он вредит гораздо больше других химикатов, потому что портит колеса автомобилей и обувь прохожих. Кроме того, могут пострадать вставки электропроводов.


Игорь Субботин

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру