Миграционное законодательство России — это то, о чем наши президенты (Путин и Медведев) говорят в своих посланиях регулярно. Но система как была неповоротливой, так и осталась. Наверное, потому, что миграционное законодательство у нас в стране регулируется не каким-то единым кодексом, а множеством различных документов.
Всего действует более двадцати законов, постановлений и регламентов, имеющих отношение к миграционной сфере. Зачастую эти документы не дополняют друг друга, а противоречат друг другу, и миграционные службы на низовом уровне пользуется тем, что им ближе и понятнее, — то есть инструкциями. А они забюрократизированы донельзя, так как существуют для того, чтобы подстраховать чиновников.
После того как ФМС была отделена от силовых структур и выделена в отдельную организацию, правила игры стали более понятны и урегулированы. Но пока даже ФМС не может полностью кодифицировать все регламентирующие документы и свести их в единый кодекс. Как пояснил в свое время глава ФМС, происходит это потому, что «до настоящего времени в Российской Федерации не принята концепция миграционной политики государства — иными словами, не задан вектор, определяющий, куда нам необходимо двигаться».