Человек — гелий

Поставки гелия ракетной и космической отрасли под угрозой

Думаю, не секрет, что «смешной» газ гелий используется не только и не столько для надувания шариков, а в оборонной и медицинской промышленности. Газообразный гелий производит «Газпром», «Криор» сжижает его и продает. Компании родственны друг другу. Когда-то именно заслуженные сотрудники оренбургского «Газпрома» создали «Криор», выкупив конструкторское бюро и производителя нужного им оборудования НПО «Гелиймаш».

Поставки гелия ракетной и космической отрасли под угрозой

Для развития бизнеса был приглашен молодой специалист Вадим Удут, что стало новым витком развития преуспевающего наукоемкого предприятия. Началось все с того, что молодой менеджер вступил в конфликт с руководством «Газпрома» и объявил ему «войну».

Как сообщает «Ъ-Деньги», «...в апреле прошлого года «Газпром» резко увеличил для «Криора» отпускную цену на сырье. Затем предложил перейти на давальческую схему работы... Последовал отказ. Мало того, «Криор» пожаловался Федеральной антимонопольной службе и неожиданно преуспел: «Газпром» оштрафовали... Но это не удержало монополиста от дальнейшего повышения цен на сырье». В итоге стороны увязли в бесконечных судебных разбирательствах, которые длятся и по сей день.

В 2011 году отношения между основной частью акционеров «Криора» и партнеров Удута, похоже, разладились. Может быть, видя происходящее и понимая дальнейшую бесперспективность подобных действий, может быть, по другой причине, но акционеры решили устраниться и продали свой пакет акций сторонней компании «Магма». После чего Удут и еще один акционер «Гелиймаша» Михаил Герасименко стали миноритариями. Особую пикантность ситуации придает то обстоятельство, что в этот же период возглавляемая Удутом компания пыталась в суде отстоять владение акциями еще одного акционера и его наследницы — умершего в 2002 году владельца 5% пакета акций И.Давыденкова. Однако безуспешно.

Казалось бы, Удуту можно спокойно уйти в сторону, но не тут-то было. Конфликт разгорелся с новыми акционерами — из компании «Магма». Удут и Герасименко честно признались в интервью газете «Коммерсант», что «сожалеют о прошлых ошибках, приведших к разрыву». «Дурак я, — сказал Герасименко после некоторого раздумья. — И Вадим Николаевич дурак. В 2010 году мы настояли с Удутом, чтобы 150 млн дополнительной прибыли не отдавать на дивиденды… Вот ребята и обиделись. Нужно было разделить все и отдать». Но, оставшись миноритарием, Вадим Удут решил продолжать вести «активную хозяйственную деятельность».

О дальновидности и эффективности Удута можно судить по одной простой вещи — на пяти гелиймашевских гектарах в Лужниках еще до кризиса собирался возвести многофункциональный комплекс известный девелопер Сергей Полонский. Впрочем, альянс не сложился. Но предприимчивость Удута на этом не остановилась. Так и не смирившись с новыми акционерами и рассчитывая на сохранение за собой активов «Криора», Удут произвел, на мой взгляд, феноменальную сделку, а именно — продал главную производственную установку «Криора» фирме ООО «Технологии технических газов», половина которой принадлежит жене Удута. Сумма сделки составила 18,1 млн руб., при этом столько же «Криор» сам должен заплатить этой компании за полтора года аренды. Смешная, как мне кажется, сумма за такие производственные мощности.

Особенно оригинально выглядят объяснения этой сделки Удутом — «желанием защититься от захвата». При этом непонятно, кто осуществляет захват, крупнейшие владельцы акций? Дальше — больше, «Криор» приобрел векселя АПАбанка на 338 млн руб. «Векселя мы купили, когда еще вообще не слышали о «Магме»,— объясняет Удут.— Мы взяли их под развитие производства».

Вообще, стоит отметить, что много усилий он направил на объяснение причин своих поступков. Вот, например, что он говорит «Независимой газете»: «...уникальность ситуации в том, что рейдерская атака против нас происходит с участием ряда высокопоставленных лиц … которые фактически сотрудничают с рейдерами … Выгода … в том, чтобы подчинить себе независимого производителя жидкого гелия, оренбургскую компанию «Криор», являющуюся нашим акционером и потребителем оборудования, которое в России никто, кроме нас, не производит. Выгода рейдеров… в том, чтобы отнять у нас научно-производственную недвижимость в Москве. А в убытке — вся страна, потому что уничтожается стратегическая криогенная 
отрасль».

Надо сказать, что представители «Магмы» всеми силами пытаются вести дело цивилизованно в рамках правового поля. Акционер «Магмы» Любовь Комонова в интервью «Коммерсанту» сказала следующее: «Наш оппонент считает, что использование коррумпированных чиновников, телефонного права и заказного уголовного преследования эффективнее переговоров. Посмотрим, время покажет. Чужого нам не надо, своего не отдадим». Итогом всей коллизии стало возбуждение ряда уголовных дел. В частности, в конце октября Следственный комитет РФ возбудил дело по ч.1 ст.201 УК РФ по факту злоупотребления полномочиями бывшим руководителем «Криора» Вадимом Удутом.

Печально, что пока противники ведут борьбу, Россия может потерять важное технологичное эффективное производство, необходимое для развития ключевых отраслей.

Евгений ЕРМАКОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру