Детские театры теряют юрлицо

Обиженный худрук Марина ГРИБАНОВА: «Даже советская власть не объединяла театры в колхоз»

Департамент культуры столицы не дает заскучать: обнародован проект, в соответствии с которым на свет должна появиться единая Московская дирекция детских театров, в которую вольются, потеряв статус юрлиц, шесть театров «малых» форм ЦАО столицы — «А-Я», Детские театры эстрады и марионеток, Детский сказочный театр, Театр юного актера и «Волшебная лампа». И прошла бы себе тихо эта реорганизация, если б не взбунтовалась «Волшебная лампа».

Обиженный худрук Марина ГРИБАНОВА: «Даже советская власть не объединяла театры в колхоз»

Итак, согласно новому почину департамента, у каждого театра, как и прежде, остается свой худрук, однако директор теперь будет общий. И скорее всего им станет Арсен Дадамян — нынешний директор Музыкального театра юного актера. Официально он еще не назначен (его кандидатура от лица коллектива театра только передана в Департамент культуры), но Арсен абсолютно в курсе всех тонкостей проекта.

— Объясните нам как профессионал: в чем плюсы объединения?

— Понимаете, у каждого из театров есть свои проблемы. Взять хотя бы «А-Я»: его помещение давно требует ремонта, зал — на 50 мест, 25 из которых запрещено продавать пожарными. Сколько остается? То-то и оно. Или взять Детский театр эстрады — у него замечательное помещение, все хорошо. Но если посмотреть на цифру, сколько он спектаклей дает в год, мы увидим: 26. Проблема? Наверное. Или наш Театр юного актера показывает порядка 90 спектаклей в год. Но есть госнорматив для театров — не менее 260. Что делать с этим? А у Театра марионеток вообще нет своего помещения.

— И как это все решать?

— Ну как? Если мы театры объединяем, то получаем единое госзадание, единый план финансово-хозяйственной деятельности, получаем единого директора. Хотя у директора будет команда из замов: театры превратятся в структурные подразделения одного юрлица, и в каждом из этих «филиалов» будет по своему хозяйственному руководителю (кроме худрука и труппы).

— Ну хорошо, а у Театра марионеток появится свое помещение?

— Надеюсь, что да: им ищут.

— Скажите как на духу: реорганизация не означает, что какой-то из театров закроют?

— Зачем объединять, чтобы потом закрыть? Нет, конечно: задача, напротив, сохранить театры, их названия; по каждому будет отдельное финансирование.

— А финансирование будет увеличено, коли уж речь зашла об увеличении числа спектаклей?

— Тут так можно сказать: одна из задач дирекции — эффективно проводить экономическую политику. Увеличить внебюджетные доходы за счет проката спектаклей, проведения совместных мероприятий. А то посещаемость у некоторых — 30—40%. Если Детский театр эстрады, имея площадку в 200 мест, показывает 26 спектаклей, значит, надо придумать, как использовать зал более эффективно — скажем, показывать там спектакли других театров.

— Но нельзя сказать, что до сего дня все эти театры работали неэффективно?

— Нет, так нельзя говорить. Работали хорошо в силу своей специфики. А сложности у всех возникают. Для их разрешения и создается дирекция.

— У меня маленький ребенок, а я о таких театрах даже не знал — не кажется ли вам, что проблема в рекламе?

— Конечно. Нужно проводить грамотные пиар-кампании, и объединение как раз открывает для этого большие возможности. То есть в шести помещениях будем размещать рекламу друг друга, обмениваясь зрителем.

— Дирекция будет вмешиваться в художественный процесс?

— Она не должна этого делать. Только поручения рекомендательного плана: например, два кукольных театра ставят один и тот же «Аленький цветочек». Наверное, это неправильно. А так дирекция что делает? Организовывает работу и финансирует выпуск спектакля. Всё.

— Последний вопрос — по «Волшебной лампе»: она выделилась из общего хора и показала зубки... С чем это связано? Что у них все хорошо и они не хотят подпадать под одну пяту?

— Мы можем понять, когда объединяют сеть кинотеатров. Или библиотеки. Или детские сады со школами. А объединение театров — это что-то новое. И, поскольку все детские театры очень разные, уникальные, иным худрукам представить себе такое немножко сложно. Но можно.

— Ведь чего боятся — что вы будете забирать у успешных театров их деньги и передавать кому-то другому...

— Перераспределение средств не планируется. Ну как я могу у театра забрать, когда эти деньги они сами заработали? (Хотя будут общие бюджеты, скажем, на проведение рекламных кампаний). Нет, все должно быть разумно, открыто, комфортно для всех. Такая жизнь сегодня (если посмотреть широко): налицо стратегия государства — объединение, оптимизация, сокращение бюджетных средств, увы... и не только в Москве. Надо подстраиваться под новые условия. И делать это так, чтобы всем было максимально удобно.

После разговора с Дадамяном мы не могли не позвонить худруку «Волшебной лампы» Марине Грибановой:

— В чем минус этого объединения?

— Не могу ничего сказать про другие театры (возможно, они считают иначе), но я считаю, что все это придумали люди, не разбирающиеся в технологии театра. Театр (даже по закону!) не может не быть юридическим лицом.

— Снятие статуса снижает его самостоятельность?

— Не снижает, а уничтожает. То есть мы, будучи просто структурным подразделением, не распоряжаемся финансами, не принимаем на работу и не увольняем: отбираются инструменты, с помощью которых можно управлять театром. И процесс застопорится.

— Что вы просите у департамента?

— Оставить нам юридическое лицо. Объединять-то надо добровольно. А с нами никто не советовался, никто ничего не спрашивал. Департамент мне рассказывает (со страницы своего сайта, из различных интервью СМИ), что мне будет только лучше: мы-де были маленьким, самодеятельным (цитирую) театром, который не в состоянии развиваться в одиночку, не может ездить на гастроли, а они сделают как лучше... — это все читать оскорбительно. Потому что все шесть театров (включая наш) созданы профессионалами. И никогда не были самодеятельностью. Театры эти можно назвать маленькими с точки зрения Большого театра. Но с точки зрения стандартного европейского — мы достаточно большие. У нас в штате 55 человек. Ездим на гастроли, на фестивали, выступая на больших площадках.

— Я спросил у Дадамяна — перераспределения средств не будет.

— Это он так сказал. А что будет на деле... Наши спектакли никто из чиновников не посещал. Они не знают, что у нас тут происходит.

— Каков дальнейший сценарий? Вы готовы уволиться?

— Насчет уволиться — не дождетесь. Департамент меня может уволить росчерком пера, после чего я могу пойти в суд... пусть объяснят: за что? Театры рождаются и умирают — это нормально. Я смотрю объективно на вещи. Даже советская власть, при всех ее грехах, не додумалась объединить детские театры в колхоз.

...Как узнал «МК», окончательная реорганизация состоится в первом квартале 2013 года. В Департаменте культуры нам пояснили, что за каждым театром закрепляется лицевой счет, поэтому сокращения бюджета не предвидится. Из плюсов объединения — возможность нанимать профессиональные управленческие кадры (чего прежде некоторые не могли себе позволить: так, Театр марионеток даже потерял здание). Еще плюс — общее распространение билетов, реклама, работа со школами. Из минусов: административный состав в результате слияния будет сокращен. Департамент проведет собеседование с сотрудниками театров, и, по его результату, останутся лучшие. Какие-то люди будут уволены. Пока о возможных результатах мини-реформы департамента говорить сложно; одно ясно — что ниша детского театра должна быть сохранена и приумножена.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру