Сушите сухари

Дешевого хлеба не будет. Несмотря на хороший урожай

В этом году сбор зерна в России может достичь 93 млн. тонн. Это на треть больше, чем в прошлом, засушливом 2010-м. Однако ни рядовым россиянам, ни крестьянам не стоит рассчитывать на дешевизну или огромные барыши.

Дешевого хлеба не будет. Несмотря на хороший урожай

Граждане все равно не ощутят на своем бюджете последствий хлебного изобилия. Агробизнесу вряд ли компенсируют финансовые потери от засухи. По оценкам главы Российского зернового союза Аркадия Злочевского, аграрии потеряли 114 млрд. руб. на «зерновом эмбарго» и его последствиях.

Российским крестьянам, в принципе, свойственно облекать народную мудрость в поговорки. Экономические реалии последних лет породили афоризм о том, что у сельхозпроизводителя есть две беды — неурожай и урожай. И если первую как-то можно пережить, то что делать со второй, никто не знает.

«Несмотря на абсолютно беспрецедентную помощь правительства, порядка 60 млрд. руб., решение об эмбарго на экспорт зерна принесло потери в 114 млрд. руб. И будем терять косвенным образом еще достаточно долгое время», — продолжает Злочевский. Потери зерновики считали исходя из разницы в цене в течение прошлого сезона между внутренним и мировым рынками. А она доходила до 100 долларов за тонну. По подсчетам РЗС, только на этом российский агробизнес потерял 106 млрд. руб. И еще 8 млрд. составили прямые потери — простой инфраструктуры и убытки по контрактам.

И новый большой урожай несет новые расходы. Например, ставки на портовую перевалку уже выросли на $7 с тонны по отношению к прошлому сезону. Рост цен на перегрузку зерна из железнодорожных составов на суда не связан с какими-то портовыми издержками. Просто терминалы пытаются окупить убытки. Ведь в течение сезона они не работали, но при этом тратили средства на содержание и зарплату персоналу. Но этим список косвенных потерь не ограничивается.

В результате отсутствия логистических заказов на перевозку пшеницы и ячменя в течение прошлого сезона зерновики потеряли треть автотранспорта, который возил их грузы. Автопарк перепрофилировался и обратно уже не вернется — фуры заняты на других направлениях. «Но надо восполнять этот пробел. Что и привело к тому, что на 40% выросли ставки по аренде автотранспорта», — жалуется глава Зернового союза.

При этом российским зерновикам пришлось дорого заплатить и за возвращение на мировой рынок после длительного эмбарго. Поначалу они скидывали до 40 долларов с тонны. Сейчас дисконт приблизился к нулю. Но зерно в мире, в принципе, дешевеет, так что насладиться продажей дорогого товара у России не получится. Уже сейчас тонну зерна можно купить за $250. Еще месяц назад цена составляла $290. Таким образом, в декабре мировая цена на зерно может снизиться до $220 за тонну, полагает Злочевский: «Эту цену можно будет считать за счастье».

Впрочем, простым россиянам от дешевого зерна ничего не перепадет. Цены на хлеб всегда существовали отдельно от зерновых. Дело в том, что они формируются в основном не за счет зерновых ресурсов, а исходя из других затрат в системе ценообразования булки. А это и дорогая логистика, энергоресурсы, заработная плата. «При этом доля собственно зерна в себестоимости булки хлеба занимает на текущий момент не более 15%», — напоминает Злочевский. Отсюда вывод — даже если цены на зерно серьезно снижаются, хлеб не дешевеет ни на копейку. В 2009 году, когда цены на зерно упали в три раза, эта закономерность выглядела особенно наглядно.

Сюжет:

Финансовый кризис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру