Поворот колеса

Как открыть компанию по автомобильным грузоперевозкам?

4 октября 2011 в 18:28, просмотров: 2850

Оживление экономики привело к росту рынка автомобильных грузоперевозок. Количество заказов выросло, а цены на грузовики остаются на низком уровне. Кроме того, прошедший кризис разорил немало посредников и открыл доступ к заказам даже для мелких предпринимателей. Благоприятный момент для входа на рынок и создания малого бизнеса в этой отрасли. Тем более столичные власти готовы помочь.

Поворот колеса
фото: PhotoXPress

УДАЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА

По данным Росстата, в 2010 году импорт товаров вырос на 36,8% по сравнению с 2009 годом. Не подкачал и год нынешний. По оценкам компании-грузоперевозчика «Дальнобой», количество заказов за девять месяцев текущего года выросло на 32,6%. Если малый бизнес пошевелится, то может претендовать на солидный кусочек этого пирога. Для этого есть еще два благоприятных фактора: относительно низкие цены на технику и исчезновение с рынка по итогам кризиса многочисленных посредников, именуемых «табуреточниками».

Сначала о технике. Не секрет, что докризисные 2006–2007 годы были в России временем небывалого взлета потребления. Импорт рос как на дрожжах, количество заказов на перевозки тоже увеличивалось. Это породило приток на рынок большого количества новичков, которые, разумеется, покупали технику в кредит или в лизинг. До кризиса эта техника отбиться не успела, потому что кредит рассчитан на 5 лет (лизинг до 7), а кризис ударил через два года.

Многие малые компании вынуждены были прекратить платежи, а банки и лизинговые конторы стали отбирать залоги, то есть грузовики. Возможно, они и не хотели этого делать, понимая, что в кризис технику по нормальной цене не продашь. Однако держать на балансах мертвые, безнадежные кредиты с просрочками по полгода и более им было еще опаснее. Результатом стали тесно заставленные отобранными грузовиками заснеженные асфальтовые поля площадью в несколько гектаров образца зимы 2009/10 года. И ни одного человека кругом, не говоря уж о покупателях.

Теперь раскроем секрет: больше половины этой техники до сих пор там стоит. Рынок грузовиков оказался гораздо более инертен, чем рынок грузоперевозок. Что и понятно: даже по упавшим ценам грузовики все равно не пользовались спросом в кризис. К чему грузовик, если нет заказов? А на нынешнем подъеме прибыль еще не заработана. Кроме того, раньше новые собственники — банки и лизинговые компании — не могли особо удешевлять технику, чтобы не показывать в балансах большие убытки. Цены опускают сейчас методом ускоренной амортизации.

В результате 3—4-летняя сцепка (тягач и прицеп) в рабочем состоянии сейчас стоит 1,9–2,3 млн. руб., тогда как до кризиса меньше 3,5 млн. руб. за нее не просили. Но это фура — дальнобой, с таких машин малый бизнес обычно не начинает. Для него подойдет 3-летняя бортовая «Газель» также в рабочем состоянии стоимостью около 300–350 тыс. руб. До кризиса она тянула на 500–550 тыс. руб. Разница есть.

Теперь о чистке рядов. До кризиса рынок был наводнен множеством мелких посредников, которые сидели не за рулем, а в офисе (иногда даже дома). Отсюда их название — «табуреточники». Дело в том, что мелкому грузоперевозчику некогда искать заказы. Ему кредит за машину отбивать надо, грузы возить. На этом и играли посредники, разбивая крупные прямые заказы на мелкие и отдавая их в субподряды. К сожалению, в эту игру включились и заказчики. Им, безусловно, выгоднее было иметь дело не с кучей мелких перевозчиков, а с одним посредником, выкупавшим заказ целиком. В кризис сладкая жизнь для посредников кончилась: «табуреточники» погибли первыми. Теперь заказчики уже не отшивают малый бизнес с порога; доступ к прямым заказам, скажем так, приоткрыт.

Вывод: сочетание растущей конъюнктуры и относительно низкой цены входного билета на рынок является весьма удачным. Долго это не продлится. Если входить на рынок, то именно сейчас.

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЕГ?

Но даже самая благоприятная конъюнктура окажется упущенной, если у предпринимателя не хватит капитала для достижения хотя бы точки безубыточности. Какой капитал нужен для грузоперевозок? Лучше всего дать расчет в грузовиках. Для внутригородских перевозок в Москве, согласно новым правилам, подходят только они (для более тяжелых машин въезд в пределы Третьего транспортного кольца только по спецпропускам). Впрочем, методика расчета одинакова, и читатель без труда сможет сам перевести его для более грузоподъемной техники.

Работая 8–10 часов по московским пробкам, обычная бортовая «Газель» способна выполнить 1–2 заказа. Это входящий поток в 3,5–4 тыс. руб. в день, или 70–80 тыс. руб. в месяц. Теперь расходы. Оплата водителя (20–25 тыс. руб.), бензин (18–20 тыс. руб). По пробкам много вылетает в трубу, в прямом смысле — в выхлопную. Плюс страховка в 5 тыс. руб. (для кредитных машин банки требуют КАСКО). Налоги в 13% (будем на первых порах открывать ИП, а не ООО): 8–10 тыс. руб. Итого 51–60 тыс. руб. К этому надо добавить амортизацию хотя бы в 4–5 тыс. руб., потому что техника (особенно не новая) имеет обыкновение ломаться. Расходы 55–65 тыс. руб. Отсюда прибыль около 15 тыс. руб. Вычтем отсюда кредит. При стоимости машины в 350 тыс. руб. он составит по ставкам 14–16% годовых равными долями 12–13 тыс. руб. в месяц. Получим чистую прибыль в 2–3 тыс. руб. в месяц с одной машины.

Прямо скажем, не густо. Нужен ведь еще офис хотя бы на двух человек: бухгалтер и логист, заказы искать. А этим сотрудникам нужна зарплата. И если бухгалтера можно найти по аутсорсингу за 7–10 тыс. руб. в месяц, то логиста за 30 тыс. руб. вы взять в штат обязаны. Плюс аренда офиса, она сейчас дешевая, но 10–12 тыс. руб. в месяц все равно съест. Итого 47–52 тыс. руб. дополнительных расходов в месяц. Как сократить? На самом деле просто. Бухгалтерию лучше все-таки отдать профессионалу, но владелец бизнеса вполне может быть либо одним из водителей, либо логистом. Лучше второе, поскольку за рулем бизнесом особо не поуправляешь, а вот совместить менеджмент с поиском заказов вполне возможно. Да и делу это даст больше. Убираем 30 тыс. руб. из расходов и получаем, что для безубыточности прибыль от машин должна покрывать 17–22 тыс. руб. Делим эту цифру на чистую прибыль и осознаем, что для работы в ноль нужен парк в 8 машин. Что соответствует действительности.

Надо сказать, что цифра в 8 единиц техники в автогрузоперевозках является магической. Если у вас есть такой парк, то можно претендовать на прямой заказ. А тогда входящий поток и чистая прибыль будет больше — и ее хватит не только для нуля, но и для развития. На рынке говорят: «восемь машин покупают девятую». Но 8 «Газелей» — это, между прочим, 2 млн. 800 тыс. руб. Кто даст начинающему малому предпринимателю такие деньги, пусть даже и в автокредит под залог машин?

В последнее время начинающему бизнесу стали активнее помогать столичные власти. Можно, например, получить помощь от Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. Субсидия из городского бюджета составляет до 500 тыс. руб. Деньги можно использовать как на аренду помещения (из расчета 3600 руб. за кв. м в год), так и на приобретение основных средств и расходных материалов (не более 30% от суммы субсидии), организацию и оснащение рабочих мест. Кстати, это даст начинающему бизнесмену-грузоперевозчику сразу 12–13 тыс. руб. в месяц прибыли дополнительно, потому что одна машина тогда получается некредитной.

Помимо субсидий для новичков грузоперевозчик может претендовать и на субсидию по договорам лизинга (до 100% затрат на уплату первого взноса) и на субсидию для возмещения процентов по кредитам (до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ). Но просто так субсидию не дадут. Чтобы ее получить, претендент должен соответствовать ряду критериев. С момента государственной регистрации компании или ИП должно пройти не более двух лет. Предприятие не должно иметь просроченную задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней и не должно осуществлять основную деятельность в сфере розничной и оптовой торговли. Кроме этого кандидат на субсидию должен быть готов вложить в проект не менее той суммы, которую планирует получить из бюджета города.

Порядок получения субсидии достаточно прост. Сначала необходимо обратиться в окружной Центр развития предпринимательства по адресу регистрации или фактического расположения предприятия. При содействии сотрудников центра собирается полный комплект документов для получения субсидии. Затем собранный пакет документов передается центром в экспертную организацию для проведения экспертизы проекта. После этого проект представляют на заседании Отраслевой Комиссии при Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, которая принимает решение относительно выдачи субсидии. В случае одобрения проекта Комиссией заключается договор с Департаментом и получается субсидия. Правда, через несколько месяцев после получения субсидии нужно подтвердить целевое использование бюджетных средств. Дополнительную информацию можно получить в единой телефонной справочной службе поддержки малого бизнеса +7(495)780-92-22 или на портале «Малый бизнес Москвы» (http://www.mbm.ru).

НЕ УПУСТИ СВОЙ ШАНС!

Именно так месяц назад и поступил гендиректор ООО «Транс Евразия» Рустамжон Наибов. И не пожалел. Его компания перевозит на грузовиках и в железнодорожных вагонах овощи, фрукты, товары народного потребления. В августе бизнесмен решил расширить дело и купить железнодорожные платформы. Обратился за кредитом в Сбербанк. Там ему посоветовали обратиться в территориальный Центр развития предпринимательства ЦАО, чтобы получить субсидию для возмещения процентов по кредитам (до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ). Он так и поступил. Как пояснила «МК» бухгалтер ООО Оксана Измайлова, особых трудностей со сбором документов не было, поскольку аналогичный пакет необходим для подачи заявки в Кредитный комитет банка. К тому же на сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства есть вся необходимая информация. А в конце сентября компания уже получила субсидию из бюджета Москвы — целых 7 млн рублей! «Теперь бизнес точно пойдет в гору», — радуется бизнесмен Наибов .

Индивидуальный предприниматель Андрей Сабрыга в отличии от своего опытного коллеги делает только первые шаги на столичном рынке грузоперевозок. Но свой шанс получить улыбку Фортуны молодой бизнесмен не упустил. «С заказами у меня все в порядке, даже кризис не заметил. Но хочется развиваться», пояснил Андрей. Информацию о субсидии он увидел в рунете. На сбор необходимых документов времени ушло немного: помогли специалисты территориального Центра развития предпринимательства САО. Недавно его проект был одобрен на Финансовой Комиссии. Субсидия для начинающих бизнесменов в 400 тыс. рублей пойдет на покупку машину. «Хороший автомобиль я уже присмотрел», улыбается Сабрыга.

РИСКИ

Не стоит забывать: если 500 тыс. руб. новичку даст город и еще столько же внесет сам начинающий предприниматель, с трудом наберется 1 млн руб. Где взять еще 1,8 млн. руб.? Там же, где и раньше, — у банков и в лизинговых компаниях. Именно поэтому некридитных машин получается одна, а не две: банки и лизинговые компании требуют первый взнос не менее 10% от стоимости машины. Это 35 тыс. руб., которые при умножении на 7 единиц дают около 250 тыс. руб. У предпринимателя остается еще 250 тыс. руб. собственных средств и 150 тыс. руб. (30% субсидии) от города. Итого 400 тыс. руб., чуть-чуть больше, чем на одну «Газель».

Кроме того, не исключено, что к бизнесмену с городской субсидией кредитные организации будут относиться лояльней. И вожделенный 1,8 млн. руб. предоставят. Начинать надо с банков, хотя лизинговые компании и дают деньги с большей охотой. Однако процент и сумма ежемесячного платежа в лизинговых компаниях выше. Старайтесь максимально растягивать срок: у банков просить кредит на 5 лет, а лизинг брать на 7. Немаловажен и юридический аспект. При банковском кредите совладельцем техники будет предприниматель, в банке она лишь заложена. Это означает, что в случае чего отобрать такую машину можно только через суд. С банками легче договариваться. Как правило, они не хотят судиться. И в случае возникновения просрочки предлагают заемщику реструктуризацию долга. Лизинг — это аренда с правом выкупа. Совладельцем автомобиля остается лизингодатель до тех пор, пока предприниматель его не выкупит.

Помимо этой специфики предприниматель-грузоперевозчик несет и обычные коммерческие риски. Главный из которых — недобросовестность контрагента. То есть груз перевезен, а оплату задерживают.

Но все-таки главный риск этого бизнеса — чисто внешний. А ну как вторая волна кризиса — и снова поля конфискованной техники? Но пока на горизонте туч не видно.





Партнеры