Мечта о Госзаказе

Что нужно сделать, чтобы получить выгодный госконтракт?

4 октября 2011 в 18:43, просмотров: 3839

Пока экономисты спорят о плюсах и минусах огосударствления экономики в нынешних кризисных условиях, малый бизнес мечтает о госзаказах. К такому выводу пришли участники семинара по торгам для предпринимателей, организованного Департаментом науки, промышленной политики предпринимательства г. Москвы и Тендерным комитетом.

Мечта о Госзаказе

Преференции для малых и средних компаний при размещении государственного и муниципального заказа определены в ст.15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Они предполагают от 10 до 20% отдельных лотов, выделенных специально для малого бизнеса. С начала 2011 года было проведено специализированных торгов на сумму 35 млрд. рублей (более 15% от общего объема лотов). Однако столичные власти не считают этот результат успехом.

«Многие из малых предпринимателей до сих пор не знают о помощи, которую им предоставляет Москва», — сетует заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Михаил Герасимов. Он напомнил о субсидиях, предоставляемых городским правительством малому бизнесу. Наиболее популярные — субсидии начинающим предпринимателям. Есть и другие: субсидии инновационному бизнесу, бизнесу на приоритетных для города направлениях, на выставочную деятельность, на внешнеэкономическую деятельность, на платежи за лизинг продукции, компенсация ставок по кредитам.

По мнению Герасимова, госзакупки сегодня тоже можно отнести к мерам поддержки малых компаний. Ведь работа по госзаказу — мечта многих бизнесменов. Большие объемы, долгие контракты, гарантированная плата — все это и в спокойные времена выглядит привлекательно, а уж в условиях экономической нестабильности может стать настоящей палочкой-выручалочкой. Тем более для малого бизнеса, и так имеющего меньшую «подушку безопасности» по сравнению со «старшими братьями». Однако взаимодействие с госструктурами имеет свои особенности, без учета которых госзаказ может стать тяжелой ношей.

Именно поэтому и родилась идея провести семинар специально для представителей малых и средних компаний, которые всерьез намерены побороться на торгах за госконтракт. Не секрет, что срок от победы в конкурсе до получения денег достаточно большой. Давайте посчитаем. Конкурс от момента объявления торгов до объявления победителя проходит в среднем в течение месяца. Контракт на поставку товара или услуги по итогам конкурса заключается в течение 1–2 месяцев после его окончания. Стандартный срок оплаты — в течение 10 дней с момента выставления счета на товар или с момента подписания акта приема-сдачи работ/услуг. Прибавляем сюда всевозможные выходные, праздники и неизбежные накладки — получается, что с момента участия в торгах до момента получения денег может пройти до 3,5–4 месяцев.

А между тем тратиться на участие в конкурсах на госзаказы нужно еще до начала торгов. Дело в том, что для участия в торгах необходимо внести обеспечительный платеж. Размер обеспечения заявки на участие в аукционе не может быть менее чем 0,5% и не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Это требование отбивает у некоторых малых компаний, всегда страдающих нехваткой оборотного капитала, охоту включиться в борьбу за выгодный госконтракт. Субсидии, которые выдает Департамент, могут легко снять этот «больной вопрос».

Для участия в аукционах, разумеется, необходим компьютер и хороший Интернет. Как бы вы сами ни были «продвинуты» в области компьютерных технологий и Интернета — опытные люди советуют нанять специального человека — оператора электронных торгов. Это минимум. Еще лучше, когда у вас есть несколько человек, занимающихся работой с госзаказами: оператор ведет сами торги, администратор отслеживает интересные вашей фирме запросы, а менеджер ведет контракт до его заключения. Есть смысл если не нанять на постоянной основе, то хотя бы заключить договор с юристом, имеющим хороший опыт работы с государственными контрактами, — здесь есть свои тонкости и нюансы. Если нанимать большой штат не планируется, а работа с госзаказами идет постоянно, можно заключить договор со специальной фирмой, предлагающей услуги по поиску интересных для вас контрактов. Однако участвовать в торгах все равно лучше самим.

Прежде всего нужно помнить, что вся информация о госзакупках в обязательном порядке публикуется на сайте www.zakupki.ru. В Москве есть и собственный ресурс, дублирующий те заказы, которые могут быть выполнены столичными компаниями: это сайт Тендерного комитета www.tender.mos.ru/torgi. Он хорош тем, что можно отобрать заказы по заданным вами параметрам. Кроме того, сейчас идет создание портала поставщиков, где можно будет размещать и предложения продукции — фактически собственные прайс-листы. Это значительно расширяет круг государственных покупателей: ведь небольшие закупки они могут вести и без объявления конкурса.

Посмотреть, какие заказы размещают государственные организации на перечисленных ресурсах, может любой желающий. Однако для участия в торгах необходимо зарегистрироваться хотя бы на одной из пяти торговых площадок, которые работают с госзаказами: это площадки на базе бирж РТС и ММВБ, торговая площадка, созданная при поддержке властей Татарстана, Единая электронная торговая площадка, созданная при поддержке правительства Москвы, и торговая площадка, созданная Сбербанком. Лучше зарегистрироваться на всех пяти площадках, так как торги по тому или иному лоту идут только на одной из них, но нужно помнить, что при этом придется искать ресурсы для работы на каждой из площадок.

Затем необходимо получить электронную цифровую подпись — ЭПЦ. Это аналог подписи уполномоченного лица организации, согласия на заверенное ЭПЦ действие или условие и т.п. Получить ЭПЦ можно в специально уполномоченных центрах как при самих торговых площадках, так и вне их. Самая дешевая ЭЦП — у Единой электронной торговой площадки: здесь за 2500 рублей предлагается ЭЦП вкупе со специальной программой (криптопровайдер), без которой участвовать в торгах невозможно. А вообще-то стоимость ЭЦП может доходить до 25 тысяч. Правда, одной ЭЦП хватит для работы на любом количестве торговых площадок.

Сама регистрация в принципе не сложна — представители торговых площадок уверяют, что можно пройти ее за один день. Однако при этом нужно быть крайне внимательным — 95% отказов в регистрации связано с неверным заполнением документов.

Самая распространенная ошибка — подпись на документе (к примеру, одобрение крупных сделок) не уполномоченным на то лицом. Дело в том, что для ООО или ЗАО таким лицом является вовсе не генеральный директор, а учредители, а для ОАО — собрание акционеров. Еще одна частая ошибка — просроченная выписка из ЕГРЮЛ.

Перечень документов есть на сайтах всех торговых площадок, у каждой они несколько различаются. Однако есть одна общая деталь, на которой многие «спотыкаются»: после подачи документов нужно обязательно завершить регистрацию, пройдя по той ссылке, которая будет в присланном на вашу электронную почту письме. Без этого регистрация так и останется незавершенной.

Но вот регистрация прошла благополучно, и вы завели свой личный кабинет на торговой площадке. Теперь у вас есть возможность настроить параметры отбора интересных для вас торгов. Опытные люди советуют обязательно отмечать такой параметр, как условия поставки. Дело в том, что орган власти может закупать товары с поставкой в совершенно ином регионе — к примеру, подушки для туристической базы на Урале... В результате выгодный контракт может превратиться в сплошное разорение из-за транспортных расходов.

Важно своевременно обновлять подаваемые на аукцион документы — учитываться будут только те, которые имеются на момент подачи заявки. В результате, подав заявку, например, на участие в конкурсе на мойку стекол офисного здания, вы окажетесь ни с чем из-за того, что вовремя не прислали скан продления лицензии на проведение высотных работ.

Еще одна тонкость — доверенность на всех, кто участвует в торгах от имени вашей фирмы, будь то сотрудники или работники сторонней специализированной компании, нужно прикреплять не только к заявке об аккредитации компании на торговой площадке, но и ко всем заявкам на аукционы в разделе «сведения об организации». Дело в том, что заказчик торгов не видит ваших регистрационных сведений, а так как госорганы сегодня жестко бьют за нарушения при госзаказах, ему проще отклонить заявку, в которой не подтверждены полномочия участников торгов.

Все эти и иные тонкости можно узнать на специальных семинарах, которые проводят и сами торговые площадки, и правительство Москвы. Ценой несоблюдения довольно несложных правил может оказаться не только проигрыш в аукционе. Невнимательность может привести и к попаданию в Реестр недобросовестных поставщиков, которым заказано участие в торгах на госзакупки. Для этого достаточно отказаться от исполнения выигранного контракта без уважительной причины. Так, заместитель руководителя УФАС по Москве Алексей Попов рассказал участникам семинара о случае, когда в реестр попала компания, чей оператор в момент торгов ошибочно указал цену, забыв поставить ноль. В результате цена компании оказалась на порядок ниже остальных, однако победа была пирровой: выполнить контракт можно было только в убыток себе.

Кстати, тем, кто занял в аукционе 2–3-е место, эксперты советуют участвовать в нем до самого конца именно потому, что победитель нередко «сходит с дистанции» в тот момент, когда после торгов начинается проверка документов.



Партнеры