Доброе имя напрокат

Как правильно выбрать франшизу?

19 декабря 2011 в 18:18, просмотров: 3552

Открыть свой бизнес сегодня непросто. На помощь стартапу может прийти франчайзинг. Особенно ценна эта модель развития бизнеса для людей без предпринимательского опыта.

Доброе имя напрокат
фото: Михаил Ковалев

Что такое франчайзинг?

Франчайзинг (коммерческая концессия) — развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса (бренд, ноу-хау), используя разработанную бизнес-модель его ведения.

Успешный клон

По сути франчайзинг — это метод тиражирования успешных предприятий. Франчайзер передает не только свою торговую марку, но и систему управления бизнесом, свои технологии, правила организации работы, готовую «нишу» рынка и обеспечивает всесторонней помощью. Ни в одном университете предприниматель не получит столь качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих «учеников» преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров.

Франчайзинг помогает более эффективно решить основные проблемы любого бизнеса: время, деньги и персонал. В условиях ограниченности финансовых ресурсов покупка франшизы для предприятий малого бизнеса становится палочкой-выручалочкой. Именно франчайзи несет стартовые инвестиционные расходы, финансирует открытие новых представительств, закупает оборудование. При этом временные затраты франчайзера минимизируются. Особенно это важно, если принято решение о расширении региональной сети бизнеса.

Как считают специалисты, запустить франшизное предприятие в новом для себя регионе нередко проще, нежели открывать там собственное представительство. Ведь «регионалы» гораздо лучше «столичных» знают местную специфику, поэтому они и могут запустить бизнес быстрее.

И наконец, кадры, которые, как известно, «решают все». Никто, конечно, не будет спорить, что профессиональные менеджеры — залог успеха любого бизнеса. И франчайзинговая система бизнеса показывает, что управленцы франшизных предприятий работают эффективнее своих «обычных» коллег. Объясняется это тем, что зачастую руководителями франшизных предприятий (франчайзи) являются одновременно и владельцами или совладельцами бизнеса. Они работают не на «дядю», а на себя. Это их «родной» бизнес, в который они вложили всю душу, и это для них является сверхмотивацией в работе.

Добавим, что франчайзеры избавляются от проблем, связанных с управлением персоналом: наймом, увольнением, обучением, мотивированием, начислением зарплаты, кадровым делопроизводством.

Франчайзинг имеет хорошую скорость развития бизнеса, невысокие риски, максимальную доходность при минимальном объеме инвестиций. Особенно ценна эта модель развития бизнеса для людей без предпринимательского опыта. Сегодня на первый план выходит не рентабельность, а надежность бизнеса. И здесь франчайзинг вне конкуренции. По этой системе работает только успешный бизнес, доказавший на практике свою жизнеспособность. Сейчас в России насчитывается около 800 компаний, использующих франчайзинговую систему ведения бизнеса. Полная информация о франшизах есть в каталоге франшиз http://www.rarf.ru/.

Последние тенденции

По данным Европейской ассоциации франчайзинга, российский рынок является одним из самых быстрорастущих в мире. Этому способствуют глобализация мировой экономики и последний финансовый кризис. «Кризис толкнул многих граждан в бизнес. Люди думают: либо самому разрабатывать оригинальную форму ведения бизнеса, либо купить готовую модель», — отметил вице-президент «Сабвэй Раша» Геннадий Кочетков. По его мнению, в России сегодня больше развит франчайзинг товара, а в мире — франчайзинг бизнеса.

Как считает Алексей Лоборев, директор по развитию управления по франчайзингу «Росинтер Ресторантс Холдинг», наиболее популярными у предпринимателей являются франшизы с низким порогом инвестиций. По мнению экспертов, сегодня активно развиваются три направления: питание, косметика и одежда. Бурно растут и франчайзинговые сети, связанные со сферой услуг и медициной. Большой спрос на франшизы и на рынке печатных СМИ. К примеру, по франшизе издает 52 газеты в 63 российских регионах «Московский комсомолец». «Залог нашего успеха -— это сила бренда «МК» и качественный продукт (в нашем случае — журналистские материалы), который мы предлагаем нашим партнерам в регионах, — говорит заместитель гендиректора ИД «Московский комсомолец» Олег Воробьев. — Удачное сочетание столичных новостей и местных материалов делает газету оригинальной для каждого региона и в то же время предлагает максимальный объем информации, отвечающей высоким стандартам «МК». «Производственный франчайзинг развивается в России хуже, чем торговый», — добавил Борис Нуралиев.

«Предприниматели более тщательно относятся к выбору франшизы, а также к тем долговым обязательствам, которые им приходится брать на себя», — говорит коммерческий директор «Ив Роше Восток» Денис Косаченко. По его мнению, рынок франчайзинга в России отличается тем, что большинство франчайзи не только вкладывают деньги, но и активно участвуют в операционном управлении бизнеса.

Для многих российских предпринимателей важен и психологический эффект. «С одной стороны, франчайзи чувствуют, что это их бизнес, они могут его продать, передать по наследству. С другой стороны, они не одиноки, они находятся в одной большой команде, которая всегда придет на помощь в трудную минуту», — заметил гендиректор компании «1С» Борис Нуралиев.

Советы экспертов

При выборе франшизы специалисты советуют изучить ее историю (год основания компании-франчайзера, количество корпоративных точек к моменту продажи первой франшизы и количество франшизных точек сейчас). Обязательно нужно узнать адреса действующих франчайзи и поговорить с ними. «Потенциальные партнеры должны обращать внимание буквально на все в работе франчайзера: начиная от процедуры регистрации товарных знаков и заканчивая опытом работы в системе франчайзинга и предоставляемой поддержкой», — отметил Алексей Лоборев.

«Прежде чем начинать собственное дело, нужно все просчитать. Открытие франчайзингового магазина — это долгосрочная инвестиция, и нужно быть готовым к тому, что потребуются время и много труда, чтобы быть рентабельным. Нужно строить свою работу так, чтобы постоянно появлялись новые клиенты и, главное, возвращались благодарные постоянные покупатели», — подчеркнул Денис Косаченко.

Геннадий Кочетков также рекомендует обратить внимание на то, как организовано франшизное взаимодействие. «Настоящие правильные франчайзеры во главу угла ставят роялти, а не продажу франшиз. Они в первую очередь обращают внимание на функционирование покупателей франшиз — насколько успешно будет работать их бизнес. Они понимают: если у франчайзи будут хорошие продажи, он с удовольствием будет и дальше платить роялти», — заключил эксперт.

Как считают специалисты, формула успеха во франчайзинге — это доступность, современное обучение и поддержка, известный бренд, качественная продукция и хороший сервис.





Партнеры