Без Ланты, Египта и акул, но зато с СРО

Глава Ростуризма рассказал о сегодняшней ситуации в турсообществе

2 марта 2012 в 16:04, просмотров: 6163

Что сейчас происходит на российском туристическом рынке? Каковы прогнозы для пока еще не объявившей о своем закрытии «Ланта тур вояж»? Какие направления станут наиболее массовыми в том случае, если в Египте и Турции станет все же слишком опасно отдыхать? На эти и многие другие вопросы отвечал на «прямой линии» «МК» руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков.

Без Ланты, Египта и акул, но зато с СРО
фото: Геннадий Черкасов
Александр Радьков оставил по традиции свой автограф на стене в редакции «МК».

Многих звонивших интересовал вопрос о сегодняшнем положении многострадального туроператора «Ланта тур». Людей беспокоило будущее компании и сможет ли она расплатиться по всем долгам. Пока президент ТО Людмила Пучкова официально не объявила о прекращении своей деятельности, однако в этот вторник 28 февраля распустила своих сотрудников. Ранее, выданный ВТБ кредит в 7 млн долларов, разошелся с течение недели и компания опять осталась у разбитого корыта. Средства ушли на погашение задолженности перед принимающими сторонами, однако для того чтобы восстановить оперативную деятельность организации их не хватило. Для этого нужны дополнительные вливания, которые Пучкова хочет получить, найдя акционера, а не очередного кредитора. Последним криком о помощи Пучковой стало письмо, адресованное премьеру Владимиру Путину с просьбой еще раз оказать поддержку в поиске средств. Пока ответа не последовало.

— Ситуация очень сложная, огромные финансовые задолженности. Там идет реструктуризация, поиск инвестора. Мне очень сложно прогнозировать, чем закончится поиск дополнительных денег и мне не хочется ставить крест на компании. «Ланта» должна сама объявить о тщетности своих попыток. Руководство туроператора говорит, что у него все еще остались факторы, которые могут привлечь капиталы — это инновационные технологии, профессиональная команда. Здесь можно ей пожелать только удачи. Мы же в свою очередь должны беспокоиться о пострадавших туристах, — высказывает свое мнение Александр Васильевич.

Из все того же письма Пучковой стало ясно, что число туристов перед которыми «Ланта» не смогла выполнить обязательства равно 7,9 тысяч человек. По словам Радькова, на конец февраля страховщик прогоревшего туроператора «Ингосстрах» принял более 5300 заявок, на общую сумму в 180 млн рублей. Причем это далеко не окончательная цифра. По прогнозам она может достигнуть порядка 300 млн. рублей. Стоит напомнить, что страховые гарантии «Ланты» были основаны всего лишь на 100 млн рублей.

— Стало понятно, что не всем хватит денег компенсировать потраченные средства. Выплаты будут проводиться пропорционально числу пострадавших и имеющейся ограниченной суммы в 100 млн. То есть клиенты «Ланты» получат порядка 30 — 50 % от их затраченных денег, — объясняет чиновник.

Эти же данные подтверждает и одна из пострадавших Светлана, купившая тур несколькими месяцами ранее и не успевшая улететь на отдых.

— Я периодически звоню в «Ингосстрах». Они мне, конечно, напрямую не говорят, но легко намекают, что из моих 2000 долларов, я получу скорей всего порядка 400. То есть это как раз получается 30% от цифры. Отличное возмещение ущерба, вместо 60 000 рублей, возьмите 20 000 рублей. Хорошо отдохнула, — возмущается Света.

Как известно кроме туристов оператора, пострадали и его партнеры, турагенты. Мало того, что они оплачивали за свой счет путевки своим клиентам, некоторые из них еще и предоставили компенсационные туры, для того чтобы сохранить свою репутацию. Стоит отметить, что после завершения деятельности «Ланты» не исключена возможность если не массового, то частичного краха турагентств.

— Такое вполне возможно, если посредники между ТО и клиентами продавали путевки от своего имени. Деньги придется возвращать именно им. Турист может вчинить иск ТА. Но зато агентство, в свою очередь, имеет полное право подать регрессивный иск «Ланте» о возмещении ущерба, — комментирует глава Ростуризма.

Демпинг демпингом погоняет

По словам некоторых экспертов, в плачевном положении дел на туррынке, когда один крупный туроператор терпит крах за другим, лежит несколько причин. Во главу угла ставится демпинг, постоянная жизнь в долг, когда участники рынка все время вынуждены перекредитовываться, залезая во всем большие долги, и отчасти жесткая политика перевозчиков, не желающих снимать рейсы в форс-мажорных ситуациях, из-за чего заказчики теряют большие средства. Однако козлами отпущения в этой ситуации остаются все же не туркомпании, которые как никак делают бизнес, а простые люди. Читателей «МК» интересовало насколько такая пирамида распространена среди операторов и как сделать так, чтобы эта тенденция не коснулась их самих.

— Это явление не массового порядка. Я не могу сказать, чтобы рынок находился в системе финансовой пирамиды. Но проблема демпинга действительно существует. Здесь роль играет амбициозность участников турбизнеса и здесь всегда есть доля риска. Но тем не менее, не бывает необоснованных цен, за всем стоит реальная экономика и расчет. И если один ТО вытеснил с рынка другого ТО, то первый может оказаться в таком же положении. Поскольку ему в спину дышит следующий. Конкуренция очень высока, — объясняет Радьков.

По его словам, аналогичная ситуация обстоит и среди турагентств. Они тоже постоянно снижают цены на дорогие туры, привлекая тем самым клиентов, но уходя в убыток. Как ранее заявляла пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, около 40-50% туров продается в убыток продавцам, и только 10-15% выше своей себестоимости. «Агентства тоже банкротятся и банкротят своих партнеров. Любой победивший здесь временно победивший», — говорит Радьков.

Существует проблема между авиаперевозчиками и туроператорами. Первые навязывают кабальные условия вторым при заключении договоров на перелеты. Дело в том, что заказывая рейс, ТО бронирует депозит и в случае отказа туриста, деньги все равно остается у перевозчика. Крупнейшие авиакомпании не идут на уступки даже в случае форс-мажорных ситуаций: наводнения, землетрясения или революции. Сумму могут доходить по полумиллиона долларов. То есть туроператор не имеет возможности регулировать количество перевозок даже в том случае, если необходимость в этом возникает не по рыночным причинам, а вследствие объективных, не зависящих от турбизнеса причин.

— Есть и просто коммерческие риски. Здесь уже ответственность самих операторов. Они должны брать на себя только те обязательства, которые могут выполнить. К сожалению, так не всегда бывает, — добавил чиновкник.

Вот вам и СРО

Предложил глава Ростуризма и пути выхода из сложившейся рыночной ситуации. По его словам, один из таких решений будет создание саморегулируемых организаций. СРО — это некоммерческая организация, которая объединит по сообществам туроператоров и будет действовать по единым стандартам и правилам, унифицируя деятельность участников рынка. Законопроект не так давно внесли в Думу. В весеннюю сессию он может быть уже принят.

Согласно ему, в качестве СРО предлагается регистрировать объединения, участниками которых являются как минимум 50 юридических лиц для туроператоров и 100 — для турагентов.

— При создании подобных объединений будет проще установить регулирование цен на туры, тем самым решить вопрос с демпингом. Если кто-то из участников заметит, что другой продает путевки по заведомо низкой цене, то вводятся меры, которые регулируют поведение члена организации. Работает принцип внутреннего аудита. Контроль за деятельностью организации в целом будет вести государство, — поясняет Радьков.

В рамках СРО планируется создание специального компенсационного фонда гарантий, который будет оперативно решать проблемы при возникновение внештатных ситуаций. Деньги вносят сами участники и в случае банкротства одного из членов средства идут на погашение задолженностей за туристов.

— Здесь самый главный принцип увязать финансовую ответственность туроператора с его оборотом, которого сейчас нет. И тогда в случае краха, он сможет расплатиться по своим долгам сам, не привлекая сторонние ресурсы, кроме страховщика. Фонд в случае чего будет пополняться не за счет постоянных взносов членов, а возмещениями ущерба от страховых фирм, — рассказывает Радьков.

По его словам сейчас только обсуждается пределы планки для входа в такие организации. Есть мнение, что нужно установить единую сумму взноса, но с другой стороны разные операторы имеют неодинаковые обороты и риски, поэтому могут не потянуть одинаковых вложений.

— Поэтому мне кажется, нужно рассчитывать эту цифру в зависимости от финансовой ответственности. Чем она выше, тем больший взнос ты платишь, — говорит Александр Васильевич.

Махнем Египет на Малайзию

Конечно, затронули и ситуацию с Турцией и Египтом. Людей волновало насколько там безопасно и стоит ли ехать в эти страны в ближайшее время.

— Ситуация в Египте непростая, но туристы продолжают ездить. Однако потоки сократились на 50 процентов. Будущие продажи будут зависеть от выборов, президента и общего вектора развития. Понятно, что старой модели уже не будет. Какая придет взамен этой сказать трудно. Но если будет усиливаться фундаментализм, то мы введем ограничения на курортах. Это прежде всего коснется дресс-кода, алкоголя и развлечений. Конечно, привлекательность для российского туриста упадет, — дает прогнозы руководитель агентства.

Но сейчас его беспокоят вопросы безопасности, поскольку участились несчастные случаи. Как говорит Радьков, когда государство находится в переходном состоянии общий контроль правоохранительных органов падает. «Мы периодически получаем сведения о смертях наших туристов на аттракционах. Скорей всего это связано и с общей нестабильностью в регионе. Полиция на нарушения реагирует не так быстро. Кроме того, не понятно, кто сейчас следит за такого рода развлечениями, качеством их услуг, кто аккредитовывает организации. Все это вызывает опасения», — добавляет руководитель.

Отчасти это касается и Египта. В целом обстановка в курортных регионах — Хургаде и Шарм Эль Шейхе стабильна, туристам ничего не угрожает. Но покидать эти зоны не стоит. Глава ведомства не рекомендует покупать экскурсии в крупные туристические центры, такие как Каир или Луксор.

Не забыли наши туристы поинтересоваться и по поводу безопасности прибрежных вод Шарм ль Шейха от нападения акул. Как заверил Радьков, ситуация сейчас спокойная. Ни одного случая зафиксировано не было. Так, что желающие могут спокойно купать в Красном море.

По прогнозам следующими массовыми направлениями после заката двух вышеназванных могут стать — Тайланд, Греция, Болгария, Малайзия и даже Китай.

— При выборе тура у нашего туриста выделяется несколько критериев. Это соотношение цены — качества, хорошая устойчивая погода, время перелета, не превышающее пяти часов и, конечно, благоприятная социально-политическая ситуация. Судя по продажам, прибавила Европа, Юго-восточная Азия, Куба, Доминиками, Греция. Китай тоже популярен, но только у приграничных российских жителей, — рассказывает Александр Васильевич.

Кроме того, было несколько вопрос по поводу самостоятельного туризма. В свете падения доверия людей к туристическим посредникам, некоторые стали заниматься организацией своего отдыха сами. По словам Радькова, это не только российская тенденция, но и общемировая. Людям надоело ходить по проторенным дорожкам, нынешние туристы хотят сами погрузиться в культурные особенности принимающей страны.

— Но здесь есть некоторые предостережения. В том случае, если вы бронируете отель у заграничной компании и по приезду обнаруживаете расхождение обещанного и увиденного, то претензии вам придется предъявлять, не российскому оператору, а иностранному. Проблем может быть больше. Да и есть некоторые риски от которых все-таки оберегает наш ТО, — говорит глава Ростуризма.

Затронул Радьков и направление круизного отдыха. Один из читателей «МК» задал опрос о том не снизятся ли продажи по этим турам в связи с недавним крушение лайнера и пожаром на другом судне.

— Здесь все-таки человеческий фактор, это не системная проблема, связанная со строительством или эксплуатацией кораблей. Я не думаю, что эти случаи сильно повлияют на снижение спроса. По словам ТО, этого падения тоже не наблюдается, — завершил Александр Васильевич.



Партнеры