Стрижем купоны и людей

Скидки в 90% на интернет-базаре могут дорого обойтись

11 марта 2012 в 19:24, просмотров: 4673

Праздники — горячая пора для купонаторов, то есть сайтов, предлагающих товары и услуги с большими скидками. Люди охотно платят, видя скидку в 60–90%. Но в треугольнике потребитель–поставщик–купонатор кто-то должен покрыть скидку. Пришлось в очередной раз убедиться, что бесплатный сыр — только в мышеловке.

Стрижем купоны и людей
фото: Михаил Ковалев

Идея купонатора проста: товары и услуги продаются через Интернет со значительными скидками. Минимум 60% от ценника в магазине, максимум — 90%. Скидка основана на том, что поставщик продает напрямую, не несет расходов на торгово-посредническую сеть. Исчезают также расходы на хранение товара на складе. Торговую «накрутку» не грех разделить с потребителем. Первыми это поняли на Западе — сайты с лозунгом «магазин на диване» появились там еще в начале 1990-х.

Но сайт-купонатор или агрегатор скидок — это компьютерный аналог не магазина, а блошиного рынка, барахолки. Интернет-магазин специализирован. Если там продают, например, сантехнику, то от разных производителей, но только ее. На сайте-купонаторе продают все. Здесь предложат одновременно услуги по генеральной уборке, мед в 5-литровых банках, чудодейственный японский пластырь, автозапчасти, постельное белье и «горящий» тур в Таиланд.

С другой стороны, это не базар, как в системе e-bay, поскольку купонаторы предлагают товары и услуги не от частных лиц. Поставщик известен, и порой это известные бренды. В России аналогичные сайты появились в 2009-м, сейчас время их расцвета.

Но кто оплачивает скидки? Можно, хотя и с трудом, представить торговую «накрутку» в 60% (напомним, что на продовольствие, например, она в России по закону не может превышать 20%). Но 90%-ная скидка выглядит подозрительно.

Тем не менее основание для нее есть. Поставщики используют продажи через сайты как рекламу. Особенно часто к этому прибегают малоизвестные и плохо раскрученные фирмы. Но и для брендов продажа через Интернет с временной скидкой сегодня — самый простой способ продвинуть новый товар. Не нужно тратиться на рекламную кампанию: будет работать «сарафанное радио», вернее, социальные сети.

Сайты скидок — замечательный способ продажи залежалых товаров типа антистрессовых компьютерных мышек, ножниц с лазером. О существовании многих товаров нормальный человек и не подозревает. Например, автореснички — ресницы для фар автомобиля. Надеваешь — хлопают при движении. Предлагались в качестве подарка дамам-автолюбительницам на 8 Марта. В магазине — 800 руб., на сайте — 88 руб. Ваш корреспондент не устоял.

Тем не менее сайты скидок таят опасность как для поставщиков, так и для потребителей. Любители халявы есть не только в России. Сложился целый круг людей, которые бродят по сайтам скидок, выискивая ее, «любимую». Такие покупатели бесполезны в качестве объекта рекламы: они не вернутся за товаром, когда кампания скидок кончится.

Пример: российский бизнесмен открыл фитнес-клуб и решил продвигать его через купонатор. Народу пришло много. Однако эти потребители не приобретали сопутствующие товары и услуги (бар, солярий). В фитнес-клубах основная прибыль идет через них, но тут-то пусто. А через три месяца, когда скидки кончились, стало пусто и в клубе. Бизнес обанкротился и закрылся.

Есть и обратная сторона медали: купивших товар или услуги на купонаторах поставщики скопом причисляют к халявщикам. И отношение соответствующее. Например, горящие новогодние туры на Бали обернулись сущим кошмаром: туристов буквально запихивали в рейсовые автобусы. Приходилось стоять (с детьми!) по 4 часа без кондиционера при +50. Зато со скидкой.

Еще одним способом выманивания денег у потребителя являются ложные скидки. На товар назначается завышенная цена, на нее дается скидка. Особенно этим грешат производители сотовых телефонов и бытовой техники. Например, первоначально ставят цену выше розничной, потом сбрасывают до оптовой.

Все это происходит потому, что сайт-купонатор не несет никакой ответственности за предлагаемые товары и услуги. Видимо, закон «О защите прав потребителей» нужно дополнить с учетом современных реалий. Возмущенные потребители, объединившиеся под лозунгом «купонам.нет» на этом настаивают. Но этот бизнес все равно выживет: очень уж халявы хочется...



Партнеры