Воруйте по системе

Законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС) прошел первое чтение

20 июня 2012 в 22:03, просмотров: 1941

20 июня в России начала меняться система госзакупок. Госдума приняла в первом чтении законопроект о ФКС. Но в процессе обсуждения выяснилось, что для его запуска необходимо более 30 отдельных законопроектов, которых не то, что в Думе—в природе нет.

Воруйте по системе
фото: Геннадий Черкасов

Проект закона о ФКС был внесен в Госдуму аккурат в день инаугурации нового президента—7 мая.

Сложилась давно известная из истории (и не только российской) ситуация: борьба государства с собственными агентами. Она велась с переменным успехом с первого дня принятия в 2005 году печально знаменитого закона № 94 ФЗ «О госзакупках». Поправки в него вносились неоднократно (последние—в 2011 году), но, в конце концов, выяснилось, что никакой модернизации этот, с позволения сказать, акт не поддается.

Об этом в Послании Федеральному собранию в 2011 году дал понять тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев. И сослался на мнение Счетной палаты, которая в экспертном заключении указала, что из 5 трлн. руб., потраченых на госзакупки, мягко говоря, украли 1 трлн. руб., то есть 20% (видимо, средне российская норма отката).

Нужно было менять сам подход к госзакупкам. Для этого и предназначен принятый 20 июня в первом чтении Госдумой законопроект о ФКС. Представляя его, замминистра экономического развития Михаил Осеевский уточнил: «У чиновников больше не будет возможности закупок сверхдорогих автомобилей и золотых унитазов».

Действительно, не будет. Главной новеллой законопроекта является трехлетнее планирование (с подробным планом-графиком на текущий год) закупок всех учреждений. А в стране 200 тысяч заказчиков, рассчитывающихся с поставщиками не своими, а бюджетными деньгами всех уровней. Некоторые из них до сих пор не имеют даже сайтов (закон о ФКС предусматривает информирование в электронном виде).

Возможно, что функцию принуждения возьмет на себя общественность. Дело в том (и это еще одна радикальная новелла закона о ФКС), что планы чиновников можно обжаловать. Так и видишь, как приходит дед Мазай и режет правду-матку: «Неча чинушам в мягких креслах штаны протирать! На табуретках посидят—чай, не графья»! Уж кого-кого, а жалобщиков-правдоискателей в России много.

Если серьезно, то возможность общественного обжалования аппетитов чиновников на стадии планов является мощнейшим инструментом приведения их в соответствие с реальными доходами, например, местного бюджета. Потому что обжаловать можно не только в вышестоящую организацию, но и через суд. А там ведь необходимость золотых кроватей доказывать придется.

Кроме того, законом о ФКС вводится персональная ответственность. Почему по делам о коррупции при госзакупках никого не сажают? Даже когда обещает посадить не кто-нибудь, а сам Владимир Путин. Реальный случай: дело о томографах, поставленных в 2010 году в систему Минздрава по цене, в 10 раз превышавшей мировую; Путин обещал «посадки», но ограничились увольнениями и дело закрыто. Так случается потому, что 94-й закон не определяет конкретного чиновника, который нес бы персональную ответственность за заключение контракта. Теперь ответственность будет нести сотрудник создаваемой по закону о ФКС Федеральной контрактной службы.

Правда, он все равно не сядет. Пока. Законопроектом о ФКС предусмотрена лишь административная ответственность, то есть увольнение и штраф. Но кровожадные депутаты уже внесли поправки о внесении изменений в Уголовный кодекс и хотят давать за нарушение закона о ФКС до 10 лет тюрьмы.

Надо сказать, что законопроект тонет в поправках. Их уже несколько сотен. Есть опасность, что затянут и не успеют принять до парламентских каникул.

Впрочем, закон о ФКС ударит не только по взяточникам-бюрократам, но и по недобросовестным поставщикам. В 94-м законе не было предусмотрено одностороннего расторжения контракта по инициативе заказчика (как такое могло случиться—отдельный и печальный вопрос). Теперь—будет.

Еще одним инструментом против недобросовестных исполнителей станет борьба с демпингом. При выставлении цены на 25% ниже средней, участник конкурса должен будет с помощью экспертизы доказывать, что он смоет выполнить контракт по столь низкой цене.

Закон о ФКС—большой и сложный, базовый. К нему необходимо принять более 30 отдельных законопроектов и огромное количество нормативных актов. Ни того ни другого пока в природе нет—пишут. Удастся ли при таких условиях государству, как оно хочет, запустить новую систему госзакупок с 1 января 2013 года—непонятно. Но лучше бы удалось: неконтролируемое воровство достало всех. Лучше уж воровать по системе.





Партнеры