Россияне против запрета пластиковой тары

Эта мера не поможет снизить потребление алкоголя, но создаст дополнительные сложности для потребителей и производителей

22 июня 2012 в 15:30, просмотров: 2832

Россияне не видят смысла в запрете продажи напитков и пива в ПЭТ-таре и полагают, что он принесет лишь неудобства. Таковы основные результаты опроса ВЦИОМа, в рамках которого опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах и 46 регионах России.

Россияне против запрета пластиковой тары
фото: PhotoXPress

Напомним, что в конце июня ожидается принятие технического регламента ТС «О безопасности алкогольной продукции», в тексте которого сейчас содержится норма о запрете реализации пива в пластиковой таре. Такой запрет действует в Казахстане с целью защиты внутреннего рынка страны от экспансии российского пива, которое реализуется по большей части в ПЭТ-таре. Против введения запретительной нормы выступает Белоруссия. В России запрет поддерживает Росалкогольрегулирование (РАР), но критикует Минэкономразвития. Как сообщали представители РАР, в вопросе запрета ПЭТ-тары ведомство поддерживает «общественность в лице Русской Православной Церкви».

Главные аргументы РАР — вред здоровью, который, по мнению ведомства, наносит ПЭТ-тара, а также стремление снизить потребление пива. Минэкономразвития указывает на урон производителям пива, воды и пластиковой тары. Минздрав России, проанализировав результаты российских и зарубежных лабораторных исследований, вред ПЭТ-тары не подтвердил.

Как сообщает ВЦИОМ, 73% опрошенных считают, что запрет не поможет снизить потребление алкоголя, а лишь создаст дополнительные сложности и для потребителей, и для производителей. Аргументируя свою точку зрения, 36% опрошенных заявили, что потребители будут потреблять прежний объем пива, что ранее, но в стеклянной упаковке. 23% выразили мнение, что запрет ПЭТ-тары приведет к росту продаж пива в еще больших объемах — в 5-литровых бочонках. Наконец, 18% предвидят рост потребления водки. И только 8% опрошенных считают, что потреблять пива будут меньше.

Рост цен на напитки и продукты питания, продаваемые в пластике, предвидят 32%. Причем они опасаются роста цен не столько на пиво, сколько на молочные продукты, детское питание, растительное масло. 24% опасаются падения качества товара из-за того, что производители, дабы сохранить ценовую привлекательность, будут использовать менее качественные ингредиенты. Мнение о том, что в стекле продукты сохраняются лучше, выразили лишь 14% опрошенных. Отказываться от пластика россияне не хотели бы: ПЭТ-тара удобна (40%), практична (49%), экономична (46%).

ВЦИОМ попросил опрошенных ответить, кто мог бы быть заинтересован в введении запрета. У россиян нет единого мнения. 24% думают, что это Правительство, 21% видят усилия производителей стеклянной тары, по 14% называют производителей крепкого алкоголя и алкогольные ассоциации.

— То, что россияне озабочены проблемой избыточного потребления алкоголя, очевидно, — говорит руководитель управления ВЦИОМ Степан Львов. — Но они не видят связи между этой темой и запретом ПЭТ-тары. Видимо, сторонникам запрета не удалось убедить граждан в своей правоте.

В пластиковой таре реализуется не только пиво, но и многие другие продукты, и прежде всего вода, молоко и молочные напитки, растительное мало, детское питание, производители которых также ощутят на себе негативное влияние запрета ПЭТ-тары. Как отмечает председатель правления Национального института технического регулирования Дмитрий Петров, вследствие значительного падения объемов производства упаковки из ПЭТ в целом, издержки производителей увеличатся, и может вырасти цена на ПЭТ-упаковку для других пищевых продуктов. При этом отдельные компании могут закрыться.

Значительно пострадает молочная отрасль, считает председатель ОЗПП «Общественный контроль» Михаил Аншаков.

— Молочка и без того находится на грани рентабельности, — напоминает он. — Дефицит ПЭТ-тары заставит производителей молочной продукции либо перейти на другую упаковку, например, стекло, что приведет к росту издержек и соответственно цен. Либо им придется увеличить долю молочных продуктов, получаемых не из цельного, а из порошкового молока, которая и так уже довольно значительна. И это конечно не понравится потребителю.

Между тем, сегодня около двух третей молочного рынка России уже контролируется компаниями с иностранным участием, в сырье доля импорта превосходит критические 50%.




Партнеры