Электронные новинки станут дешевле и универсальнее

В начале этого года производители устройств порадовали анонсами

Потребителю нужно изучать анонсы производителей компьютерных приборов в начале года. Тогда можно подготовиться к появлению новинок, которые выйдут на рынок осенью и следующей зимой. В 2013-м многие предрекают конец айфонов. На что производитель отвечает радостной для потребителя новостью: удешевлением аппаратов. Всеми возможностями электронных гаджетов в России пока нельзя пользоваться из-за неразвитости сотовой связи. В 2013–2014 годах проблему обещают решить. А к 2016-му и вовсе ввести электронные выборы сначала Госдумы, а потом и Президента России.

В начале этого года производители устройств порадовали анонсами

Компьютерный мультикультуризм

Производство компьютерных гаджетов и программного обеспечения устроено во многом своеобразно. Не являются исключением и потребительские ожидания. Производители анонсируют новинки в декабре–январе, утверждая, что они появятся на рынке чуть ли не завтра. Как правило, это обман. В феврале–марте обычно возникают «непредвиденные технические сложности» — и выход на рынок откладывается месяца на три. А летом, когда спрос падает, кто же новинку выбросит — это нарушение законов маркетинга. Поэтому выход откладывается на осень. В итоге новый продукт реально появляется в магазинах к сезону рождественских распродаж, в начале декабря. По результатам распродаж делаются заявления о следующих новинках и достижениях — и цикл повторяется.

Обман ожиданий публики и затягивание их реализации на год в компьютерной отрасли, что называется, сложилось исторически. На первом этапе ее развития часто бывало, что амбиции не соответствовали амуниции: мощности производства элементарно не хватало для запуска новинки. Теперь хватает, но традиция осталась. К ней привыкли даже биржевики: откладывание появления анонсированной новинки на полгода не вызывает падения котировок акций производителей гаджетов. В других отраслях акции бы рухнули. В компьютерном мире падение, причем гораздо более сильное, чем в других отраслях, произойдет, если компания затянет с новым прибором более чем на год.

Потребитель гаджетов — а почти все мы ими являемся — может извлечь из сложившейся цикличности пользу. В декабре–январе компании стоит внимательно послушать. То, что они анонсируют, непременно появится; иначе компанию ждет обвал акций и банкротство. Но появится к осени–зиме, поэтому потребитель имеет время, чтобы детально разобраться, что ему нужно. И накопить денег на новый любимый гаджет. Неплохо также проследить за поведением акций производителей: падение означает, что серьезные люди сомневаются в возможностях компании выполнить обещанное.

Посмотрев, что анонсируют производители, можно увидеть тенденции-2013: электронная коммерция, универсальность, формат планшета. Согласно исследованиям консалтинговой компании Accenture, в ближайшие годы мировой спрос на многофункциональную потребительскую электронику существенно увеличится, оставив для специализированных устройств крайне ограниченные ниши. Опрос имел целью выяснить динамику изменения потребительского поведения при выборе электронных гаджетов. Серьезный рост относительно предыдущего года продемонстрировали лишь многофункциональные гаджеты, прежде всего «большая четверка»: персональные компьютеры, «умные» телевизоры, смартфоны и планшеты.

Интересно, что айфон, успех которого настолько очевиден, что некоторые поговаривают о новой религии поклонников ай-техники, в конце 2012-го уступил пальму первенства. Осенью 2012-го поступил в продажу iPhone 5. Он стал главным предметом обсуждений гаджетоманов, причем раздалась довольно громкая критика. Поползли слухи, что Apple снизила заказ на электронные компоненты для iPhone 5 на I квартал 2013 года в связи с более низким, чем предполагалось, спросом. В частности, экранов для iPhone 5 компания заказала примерно вдвое меньше, чем планировала ранее, сообщали источники The Wall Street Journal. В опубликованном недавно отчете компании Apple показатели не дотянули до прогнозов рынка, темпы роста прибыли оказались самыми низкими с 2003 года. В результате акции компании тут же начали скакать: иногда падение составляло 10,7% в день. Правда, на внебиржевых торгах; официальные котировки компания явно держала путем скупки собственных акций. «Безусловное доминирование Apple на рынке под вопросом. Несомненно, компания остается сильным игроком, но уже лишь одним из лидеров наряду с Samsung и Google», — заявил Reuters Шо Ву, аналитик Sterne Agee.

Усиление конкуренции

Негативный тренд продолжается: в начале нынешнего года Apple уступила первенство среди ведущих компаний мира по рыночной капитализации нефтегазовой Exxon Mobil. С начала этого года акции Apple потеряли в цене уже 17%; это худший результат среди компаний, входящих в индекс S&P 500.

А ведь еще недавно аналитики прочили акциям Apple светлое будущее. Некоторые даже говорили, что ай-гигант вскоре достигнет рекордной капитализации в $1 трлн. Так, 4 апреля аналитики Piper Jaffray и Topeka Capital Markets повысили прогнозы до $1000 за акцию. «Спрос на iPhone и iPad, рост бизнеса Apple в Китае и ожидаемый выпуск телевизионного продукта стимулируют дальнейший рост акций», — твердили они. «Выпуск нового iPhone будет стимулировать продолжительный рост акций. Акции могут достичь $1000 в 2014 году, так как мы уверены, что Apple продолжит выигрывать на мировом рынке мобильных устройств», — написал тогда Джин Манстер, аналитик Piper Jaffray. При такой цене акции капитализация Apple превысила бы $930 млрд. JPMorgan Chase тогда же повысил целевую цену с $625 до $715.

Но были и скептики. «С одной стороны, есть компания Apple, относительно которой были очень высокие ожидания; с другой — Exxon, которая продолжает потихоньку, но с завидным постоянством укреплять свои позиции. Люди начинают осознавать, что Apple понемногу теряет свой лоск и блеск», — предостерегал Джейсон Купер, управляющий активами 1st Source Investment Advisors.

Но есть приятная новость для любителей «надкушенных яблок». Продукция Apple дорога. Например, в России цены на iPhone 5 доходили до $2000, да и предыдущая модель за $500 далеко не всем по карману. В январе производитель впервые заявила, что собирается выпустить бюджетный продукт. До конца 2013 года должна выйти удешевленная версия смартфона iPhone. Слухи, что Apple ищет способы выпуска бюджетных аппаратов, ходят с 2009 года, но ранее компания их не подтверждала. Но сейчас дела у гиганта идут неблестяще. И компания идет самым простым и проверенным путем: снижает цены.

Для производства бюджетных iPhone будут использованы менее дорогие материалы. Так, вместо алюминиевого покрытия новый гаджет получит корпус из поликарбонатного пластика. Кроме того, в устройстве могут использоваться комплектующие от прежних моделей. Можно видеть в этом экологическую ответственность производителя, а можно и желание жестко сэкономить и получить продукт из утиля.

Появились утечки от поставщиков Apple. Говорят, что новый аппарат выйдет во второй половине 2013-го и предназначен «прежде всего для Китая и других развивающихся рынков». В Россию он тоже придет. Дисплей бюджетного устройства будет больше, чем обычно. Так производитель может ответить на оснащение смартфонов 5-дюймовыми экранами (например, в iPhone 5 используется 4-дюймовый Retina-дисплей).

Для Apple эти шаги являются вынужденными: конкуренция с другими производителями усиливается с каждым кварталом, из-за чего доля компании на рынке падает. По данным IDC, в четвертом квартале 2012 года Apple продала только 14,6% смартфонов по всему миру (по сравнению с 23% в четвертом квартале 2011-го). В то же время доля Samsung выросла с 8,8 до 31,3%.

Пока Apple думает, чем бы еще удивить жертв консьюмеризма, не все существующие достижения могут быть использованы. Так, появившаяся в третьем планшете 4G связь неактуальна в современных российских реалиях. Как известно, 4G, четвертое поколение мобильной связи, характеризуется скоростью передачи данных выше 10 Мбит в секунду и повышенным качеством голосовых данных. Ни один из отечественных мобильных операторов до недавнего времени не мог предложить своему клиенту данную услугу.

Четвертый элемент

Первым оказался «МегаФон». В Тамбовской и Липецкой областях оператор перевел Интернет на скорости 4G; до 50 Мбит в секунду. Объем инвестиций оператора в новое оснащение каждого из регионов эксперты оценивают в $5–10 млн, в зависимости от количества базовых станций и сроков запуска. Впрочем, пока значительного числа абонентов 4G ждать не приходится.

12 июля 2012 года четыре крупнейших российских телекоммуникационных оператора — «Ростелеком», ОАО «Мобильные телесистемы», ОАО «МегаФон» и ОАО «Вымпелком» — стали победителями конкурса Роскомнадзора на право получения лицензий для оказания услуг связи четвертого поколения по технологии LTE (Long Term Evolution) и ее следующих модификаций в полосе радиочастот 791–862 МГц. По условиям конкурса, его победители должны приступить к оказанию услуг с 1 июля 2013 года и полностью покрыть сетью территорию РФ к 2019 году. Также ежегодно каждый победитель должен вкладывать не меньше 15 млрд руб. в развитие сетей LTE. За семь лет планируемый объем вложений операторов по всей России должен составить 485 млрд руб.

Пока 4G не пользуется большим спросом абонентов, что связано с отсутствием специального оборудования. Пока мало основных потребителей трафика — смартфонов, поддерживающих 4G. Ощутимой выгоды от перехода на систему четвертого поколения абоненты 3G пока не видят. Покупка нового оборудования и увеличение оплаты услуг в два — два с половиной раза не несет заметных улучшений. Пока люди не начинают заниматься электронной коммерцией: здесь без 4G не обойтись. В 2013-м электронная коммерция продолжает быть одним из основных трендов развития рынка гаджетов: айфоны дороги еще и потому, что с их помощью любой может начать зарабатывать деньги в Интернете.

Предполагается, что уже к концу 2013 года в России накопится критическая масса спроса. Поэтому сотовые операторы стараются обеспечить покрытие 4G. Центр и Черноземье в 2013 году будут полностью покрыты связью четвертого поколения. Но стоит отметить, что покрытие связью 3G все еще не является 100%-ным. Операторы попутно будут продолжать развитие сетей младшего поколения.

Символическая демократия

Переход в эру электронных технологий проявил себя не только в сфере экономики, но и политики. Как обычно, в России новые процессы происходят позже, чем в Европе и США. С недавних пор в отечественных СМИ стало фигурировать понятие «электронная демократия». (Хотя не то что об электронной, но в принципе о демократии в России говорить можно лишь со множеством оговорок.) Исходя из самого простого определения демократии как власти народа, наблюдаемые в последнее время голосования, обсуждения законопроектов и даже организации протестов в Интернете можно назвать попыткой людей влиять на то, что происходит в стране.

В Европе даже президентские выборы уже частично осуществляются через Интернет. В России совсем недавно состоялся первый подобный опыт, когда избирались члены Координационного совета оппозиции (КСО).

Но уже следующие выборы, в 2016 году, в России обещают быть электронными. Об этом в январе сообщил председатель ЦИК Владимир Чуров. Сегодня начинается обеспечение избирательных участков необходимым техническим оборудованием для электронного голосования граждан. К 2014 году планируется эту работу выполнить более чем на половину, а в 2015-м провести пробные электронные голосования во всех избирательных пунктах РФ, чтобы полностью подготовить оборудование для успешного проведения электронных выборов в 2016 году.

Одни говорят, что введение электронных выборов сделает выборы более прозрачными и благодаря разработанной электронной системе сделает невозможным фальсификацию результатов выборов, другие же, наоборот, говорят о том, что электронные результаты выборов подделать намного проще, чем бумажный вариант, и что это вообще может сделать любой хакер, сидящий за компьютером. Во сколько электронная система для выборов обойдется бюджету России, пока неизвестно. Но недавние опыты использования системы видеонаблюдения за выборами, которая обошлась в сумму около 15 млрд руб., не позволяют рассчитывать на малые суммы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру