ПЭТ – уменьшается, проблемы - растут

С начала следующего года с прилавков российских магазинов начнет исчезать пиво в 1,5-литровых ПЭТ-бутылках.

Законопроект о запрете пластиковых упаковок такого объема для напитка рассматривается в Госдуме. По замыслу его авторов, чтобы снизить уровень злоупотребления алкоголем в стране, уже с 1 января 2015 года следует ограничить продажи в больших бутылках пива крепостью свыше 6%, а к маю 2017 года - напитка любой крепости в такой таре. Однако пивовары и производители ПЭТ-упаковки настаивают как минимум на годовом переходном периоде на введение ограничений. Иначе в отрасли сложится критическая ситуация. Эту мысль высказали участники круглого стола «Законодательное регулирование пивоваренной отрасли», прошедшего 15 мая.

С начала следующего года с прилавков российских магазинов начнет исчезать пиво в 1,5-литровых ПЭТ-бутылках.

Законопроект о запрете пластиковых упаковок такого объема для напитка рассматривается в Госдуме. По замыслу его авторов, чтобы снизить уровень злоупотребления алкоголем в стране, уже с 1 января 2015 года следует ограничить продажи в больших бутылках пива крепостью свыше 6%, а к маю 2017 года - напитка любой крепости в такой таре. Однако пивовары и производители ПЭТ-упаковки настаивают как минимум на годовом переходном периоде на введение ограничений. Иначе в отрасли сложится критическая ситуация. Эту мысль высказали участники круглого стола «Законодательное регулирование пивоваренной отрасли», прошедшего 15 мая.

Несмотря на то, что принятие закона – вопрос уже практически решенный, пивовары и представители смежных отраслей посчитали нужным еще раз заострить внимание на некоторых моментах. К примеру, они поставили под сомнение утверждение законодателей о том, что ограничение объема тары для пивоваренной продукции необходимо в рамках антиалкогольной кампании в стране. Исполнительный директор Союза российских пивоваров (СРП) Вячеслав Мамонтов уверен, что злоупотребление спиртным от объема упаковки не зависит. Он представил расчеты, из которых становится понятно, что в 2,5-литровой ПЭТ-таре процент содержания спирта меньше, чем в пол-литровой бутылке – 125 грамм против 200 грамм. При этом он отметил, что законодатели почему-то не выступают за ограничения выпуска водки в бутылках объемом не более 0,33 л. Наоборот, крепкий алкоголь выпускается не только в упаковке 0,7 л, но и литровых бутылках.

По мнению Мамонтова, существенное влияние на повышение уровня алкоголизма в стране оказывает не размер тары, а «значительный объем на рынке дешевого суррогатного алкоголя и неправильная структура потребления в России». Руководитель СРП рассказал, что этот вопрос обсуждался на заседании подкомитета по алкогольному рынку Торгово-промышленной палаты. «В подкомитет входят представители всех ассоциаций, не только пивовары, - отметил Мамонтов. – И все согласны с тем, что основная причина алкоголизма – теневой рынок крепкого алкоголя». При этом действующий 171 ФЗ, по его словам, «никаким образом не является инструментом борьбы с этим теневым рынком».

Что касается пивоваров, то сегодня эта отрасль, уверен Мамонтов, испытывает избыточную административную нагрузку. «Все ограничения ложатся грузом на производителей, поэтому за последние пять лет общий объем производства упал на 20%», - сообщил он. Тем не менее, приняв во внимание озабоченность, которую проявляет общество в связи со злоупотреблением алкоголем, пивовары посчитали нужным с 1 января 2014 года не выпускать продукцию в ПЭТ-упаковке объемом свыше 2,5 литра и пиво крепостью свыше 6% в упаковке объемом более 2 литров. По словам Мамонтова, эта инициатива направлена на то, чтобы поставленные государством в концепции алкогольной политики задачи были решены.

Кроме того, ограничение объемов ПЭТ-упаковки для пива несет в себе и другие серьезные риски. В частности, многим производителям придется заменять линии розлива, что требует серьезных финансовых вложений и времени. О том, насколько значительными могут быть затраты, рассказала Вера Ахунова – руководитель проектов компании «KHS». «Для того чтобы заменить производство двухлитровых бутылок на литровые, необходима в два раза более мощная линия, которая будет стоить примерно в полтора раза дороже старой, - предупредила она. – Не все смогут найти на это средства и подходящие площади». К тому же технологический процесс переоборудования займет, по самому оптимистичному сценарию, не меньше 15 месяцев.

Серьезные проблемы после введения ограничений могут появиться и у производителей ПЭТ-упаковок. Так, директор некоммерческого партнерства по развитию отрасли «АРПЭТ» Николай Жир отметил, что в последние годы рынок полимерной тары в России постоянно растет и оценивается примерно в $2 млрд. в год, но доля пива на нем упала минимум на 6%. «Это было связано с необоснованными обвинениями ПЭТ-упаковки в том, что она якобы не совсем пригодна для пива, - рассказал Жир. – Хотя абсолютная безопасность ПЭТ многократно подтверждена ведущими исследовательскими центрами Германии, Италии, Казахстана, России и Франции». По словам эксперта, ограничение единичного объема ПЭТ-тары приведет к сокращению общего объема производства отечественного ПЭТ, по самым скромным оценкам, на 18-20 тыс. тонн в год. «Таким образом, в одном из промышленных направлений, где Россия не отстает от мировых лидеров, снизится загрузка мощностей со всеми вытекающими последствиями», - заключил глава «АРПЭТ».

Особенно тяжело в случае введения ограничений придется малым пивоварням. Председатель правления Национального союза производителей пива и напитков (НСПП) Елена Цветкова напомнила, что доля малых предприятий отрасли хоть и составляет всего 2%, насчитывает 550-600 производственных площадок по всей стране. Многие из них из-за ограничения объема ПЭТ-упаковки могут закрыться. «Для малых предприятий, в которых зачастую есть только одна линия розлива в ПЭТ, необходимость менять ее может стать катастрофой», - говорит Цветкова. Еще одним препятствием для переоснащения небольших производств, если они решат переходить на стеклотару, по ее мнению, является отсутствие в некоторых регионах заводов по производству стекла. Глава НСПП обратила внимание ФАС на то, что для целого сегмента отрасли ПЭТ – «единственная возможность разливать пиво».

Для начальника контрольно-финансового управления ФАС Владимира Мишеловина чаяния производителей не явились новостью. Более того, он напомнил, что антимонопольный орган всегда выступал против запретов и ограничений, касающихся пивоваренной отрасли. «Мы обращали внимание, что подобные ограничения и запреты однозначно ведут к сокращению производства или его закрытию, - пояснил он. - Они однозначно влияют не только на отрасль, которая подвергается санкциям, но и тянет за собой проблемы на смежных рынках». При этом представитель ФАС отметил, что правительство уже сформировало позицию по обсуждаемой инициативе законодателей, ведомство ее поддержало, но Мишеловин все-таки призвал бизнес-сообщество на любом этапе подключаться к обсуждению законопроекта.

Присутствовавший на круглом столе один из авторов проекта – зампред Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский – объяснил инициативу думцев требованиями, применяемыми к ПЭТ в странах Таможенного союза. В частности, в Казахстане, как известно, полимерная упаковка в производстве пищевых продуктов полностью под запретом. Он также не согласился с тезисом о том, что пивоваренная отрасль в России регулируется жестко. «По сравнению с другими видами алкоголя регулирование достаточно льготное, - сказал парламентарий. – Мы и не хотим сделать его жестким». Более того, он пообещал, что законодатели будут учитывать «градус алкоголя» производителей и чем он меньше, «тем мы будем стараться менее жестко законодательно регулировать отрасль». Звагельский также напомнил, что несколько лет назад законодатели уже отказались от намерения полного запрета ПЭТ-тары, потому что «сегодня, как показала практика, это не совсем актуально».

Резолюцию, которая была подготовлена с учетом высказанных мнений, участники круглого стола направили в правительство РФ, в Государственную Думу и Росалкогольрегулирование.

Николай МОРДОВИН

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру