Беззалоговые кредиты исчезают из магазинов

Ссудный год

23.06.2014 в 18:42, просмотров: 3509

Рынок POS-кредитования притормозил: ссуды в точках продаж все меньше привлекают и кредиторов, и заемщиков.

Беззалоговые кредиты исчезают из магазинов
фото: Роман Орлов

За семью печатями

Прошло больше года с тех пор, как ЦБ сильно усложнил существование игрокам рынка необеспеченного потребительского кредитования: в марте 2013 года были увеличены ставки резервирования по беззалоговой кредитной рознице, в июле — повышены коэффициенты риска по кредитам с высокими ставками. Особенно туго пришлось участникам рынка POS-кредитования (point of sale — кредиты в торговых точках), ведь ставки по «магазинным» займам самые высокие. «ЭВ» узнал, что сейчас происходит в этой нише.

Как выяснилось, банкиры не любят говорить на эту тему. Так, из числа заметных игроков запрос «ЭВ» проигнорировали ОТП-Банк, Лето-Банк, Русфинансбанк. Другие респонденты не ответили на самые интересные вопросы: как ужесточение правил игры повлияло на кредитную политику банка и что происходит с линейкой продуктов и тарифами на товарные кредиты. Полный комментарий согласились дать банк «Хоум Кредит» и Альфа-Банк.

Уходящая натура

Судя по всему, кредиты в магазинах постепенно уходят в прошлое: банкам стало слишком дорого их содержать, и ниша товарных кредитов сжимается на глазах. «В целом по рынку мы видим значительное замедление темпов роста. Многие игроки достаточно плохо отчитались по результатам 1-го квартала 2014 года — результат как ужесточения правил резервирования, так и ухудшения поведения заемщиков», — рассказывает директор по повышению эффективности бизнеса потребительского кредитования Альфа-Банка Алексей Яблоков.

Некоторые финансисты ссылаются на сезонный фактор. Так, по словам заместителя председателя правления банка «Реннесанс кредит» Татьяны Хондру, за период с января по май 2014 года рынок POS-кредитования сократился на 11%, но для данного сегмента это закономерное явление: среди всех направлений розничного кредитования он имеет наиболее ярко выраженную сезонность и активнее растет во второй половине года. Тем не менее, подчеркивает Яблоков, главный тренд — резкое торможение рынка: «Если в 2013 году портфель POS-кредитов вырос на 11%, то в этом году прирост вряд ли составит более 6–7%».

Скидок не будет

Что касается цены вопроса, то «закручивание гаек» никак не отразилось на уровне процентных ставок по товарным займам. «В зависимости от товарных сегментов или проходящих маркетинговых акций ставка по кредиту может колебаться от 6 до 80%. В течение прошедших 12 месяцев сколько-нибудь заметных изменений этого диапазона не наблюдалось», — отмечает Яблоков.

«С начала года мы несколько снизили процентные ставки для того, чтобы привлечь новых клиентов. Однако в связи с повышенной закредитованностью населения мы снизили количество акций без переплаты, которые проводим в течение года», — рассказывает директор департамента потребительского кредитования банка «Хоум Кредит» Александр Антоненко.

Так что рассчитывать на заметное удешевление магазинных займов потребителям не стоит: на фоне роста просроченной задолженности и трудноподъемных правил резервирования банкиры при всем желании не имеют возможности серьезно уменьшить доходность кредитов в точках продаж. Аналитик «Инвесткафе» Михаил Кузьмин констатирует, что POS-кредиты дороже, чем другие банковские продукты: «Намного выгоднее заранее оформить кредитную карту или получить кредит в банке наличными».

Постоянный состав

За минувший год громких «отставок» среди лидеров POS-кредитования не произошло: речь пока идет лишь о перестановках внутри списка крупнейших игроков. «Пожалуй, единственным изменением было появление в ТОП-10 игроков сегмента целевого кредитования Лето-Банка — кредитная организация достаточно заметно обозначила свое присутствие здесь, однако по сравнению с лидерами объемы ее POS-бизнеса еще невелики», — говорит Татьяна Хондру.

«Главные рокировки за прошедший год — серьезные потери доли рынка по объему выдачи ОТП-Банком (22% в феврале 2013-го и 14% в феврале 2014-го) и выход Альфа-Банка с 3-го на 2-е место в лидерах рынка POS по объему выдачи», — обращает внимание Яблоков.

Пока банки не декларируют выход из этого бизнеса и говорят лишь о локальных изменениях в работе. «В изменившихся рыночных и регуляторных условиях мы внесли коррективы в работу канала POS. Мы оптимизировали большое количество процессов, пересмотрели условия сотрудничества с партнерами, снизив комиссии», — информирует Антоненко. По словам Яблокова, продуктовая линейка банка регулярно подвергается пересмотру, но в большей степени это связано с рыночными условиями, а не регулятивными мерами ЦБ.

Ловля на живца

Но очевидно, что главной задачей для банкиров стала переориентация клиента с высокорисковых товарных кредитов на более консервативные продукты с меньшей ставкой и более серьезными требованиями к качеству заемщика.

Так, рассказывает Антоненко, «Хоум Кредит» расширяет функционал канала POS: «Уже сейчас во многих точках можно получить не только POS-кредиты, но и наличные, кредитные карты, оформить страховку». В прошлом году Альфа-Банк вывел на рынок продукт, позволяющий клиенту одновременно с обычным товарным кредитом получить дополнительный кредитный лимит по карте. «На этот продукт мы возлагаем большие надежды, поскольку он сразу позволяет перевести большое количество клиентов торговой точки в постоянных клиентов банка», — подчеркнул Яблоков.

«POS-кредитование пока еще будет пользоваться спросом населения, поскольку многие хотят уйти из магазина с товаром на руках, но разрастание использования кредитных карт будет влиять на постепенное уменьшение масштабов рынка магазинных кредитов», — резюмирует Кузьмин.



Партнеры