Мода на гарантии

Объем рынка госзаказа составляет 7 трлн рублей в год

23 июня 2014 в 18:55, просмотров: 3209

Согласно закону о контрактной системе для участия в госзакупках все поставщики должны иметь банковскую гарантию. В наличии и подлинности такой гарантии с 1 апреля можно убедиться на официальном портале правительства zakupki.gov.ru.

Мода на гарантии
фото: Михаил Ковалев

1 апреля 2014 г. на официальном портале госзакупок (ООС) zakupki.gov.ru заработал единый реестр банковских гарантий (предполагалось, что он заработает одновременно со стартом закона о федеральной контрактной системе — с 1 января). В реестре размещена информация о банковских гарантиях, выданных в обеспечение обязательств по исполнению государственных и муниципальных контрактов.

Банковская гарантия — это письменное обязательство банка возместить в определенном объеме стоимость контракта, в случае если поставщик его не выполнит. По закону 44-ФЗ «О контрактной системе...» предоставление банковских гарантий для обеспечения заявок является обязательным условием допуска компаний к участию в конкурсах и аукционах госзаказчиков. Стоимость гарантии у банка может быть фиксированной, а может исчисляться как процент годовых от ее суммы. Объем рынка выданных банковских гарантий впечатляет — около 5 трлн руб.

Новый закон предписывает обязательное обеспечение исполнения контракта при проведении любых конкурсов и аукционов. Ранее оно должно было устанавливаться только для закупок с начальной ценой контракта свыше 50 млн руб. По новому законодательству действительной для государственного или муниципального заказчика будет только гарантия, выданная банком, удовлетворяющим определенным налоговым требованиям. Актуальный перечень банков публикуется на сайте Минфина РФ. Сейчас в него входит около 350 банков.

«Реестр работает корректно, хотя там и остались определенные нерешенные вопросы», — отметил гендиректор группы электронных площадок OTC.ru Дмитрий Пангин. По его мнению, у поставщиков есть возможность в любой момент проверить юридическую чистоту полученной банковской гарантии и тем самым исключить «черные» или «серые» гарантии-пустышки.

В то же время эксперты опасаются, что новые правила могут привести рынок госзаказа к коллапсу. Сейчас массовая выдача банковских гарантий участникам госзаказа — узкоспециализированный бизнес, которым занимаются скорее мелкие и средние банки, замечает председатель совета директоров «Сбербанк-АСТ» Николай Андреев. Объем гарантий, выданных многими из этих банков, приближается к максимуму того, что они могут выдать, исходя из норматива достаточности собственного капитала. По мнению Андреева, если к рынку массово не подключатся крупные банки, «у рынка госзаказа будут проблемы». Сегодня основная активность по выдаче банковских гарантий сосредоточена в сегментах, которые не выглядят привлекательными для крупных банков — лидеров индустрии, привыкших оперировать значительными объемами, — уверены эксперты.

Объем рынка госзаказа составляет порядка 7 трлн рублей в год, коммерческого — более 13 трлн руб. Из этого объема, как правило, обеспечение составляет порядка 20–35%, делится расчетами Пангин. «Важно, чтобы возможность работать с обеспечением для госконтрактов в первую очередь могли получить самые крупные и репутационно устойчивые банки. В этом случае ситуация перестает быть критичной», — считает гендиректор площадки «ЕЭТП» Антон Емельянов. По его словам, цикл размещения заказа — месяц, поэтому для оценки степени критичности ситуации нужно разделить совокупный объем рынка на 12 (получается 500 млрд руб.). С учетом суммарного актива банков (около 60 трлн руб.) ситуация не критична, уверен Емельянов, так как получившаяся сумма обеспечения в 500 млрд руб. составляет менее 1% от активов банков.

По мнению Пангина, для кредитных учреждений госзакупки — новое направление финансовых услуг. Не исключено, что в перспективе появятся банки, полностью специализированные под рынок госзакупок. «Более плотный симбиоз банков и госплощадок, где осуществляются торги, поможет решить и проблему технологической разобщенности. Пока банки не готовы к сопровождению контрактов, им только предстоит перестроить всю систему работы с контрагентами», — утверждает исполнительный директор «НАИЗ» Георгий Сухадольский.

Сегодня, чтобы получить гарантию, участникам нужно посетить банк, предоставить оригиналы документов и выполнить множество бюрократических процедур. «Также присутствует конфликт интересов между банком, выдавшим гарантию, и банком, осуществляющим сопровождение контракта (если они разные)», — добавляет Сухадольский. С его слов, усугубляет ситуацию и то, что банки, как правило, неохотно предоставляют гарантию свыше 10% стоимости контракта. Наличие совместно разработанных с банками проектов и технологических платформ могло бы решить эти проблемы. Впрочем, на одной из госплощадок, «РТС-тендер», уже облегчили путь получения гарантии — там это можно сделать в электронном виде, не посещая банк.

В мае 2014 г. депутат Анатолий Аксаков внес в Госдуму законопроект, допускающий возможность обеспечения исполнения контракта гарантиями, выданными несколькими кредитными организациями. По мнению авторов проекта, это снизит риски для банков. Кроме того, законопроект предполагает возможность выдачи гарантий в электронной форме (сейчас это не запрещено, но и никак не регламентировано).

«Если же получить гарантию участникам сделки не удастся, придется использовать обеспечение в виде «живых» денег. Это предполагает нагрузку, так как связано с изъятием из производственного оборота предприятия средств на неопределенное время», — говорит Пангин.

А нарушения регламента работы с гарантией приведут компанию в «Реестр недобросовестных поставщиков» за отказ от подписания контракта, обрисовывает возможные негативные последствия Николай Андреев из «Сбербанка-АСТ». Кроме того, в пользу бюджета будет удержано обеспечение, внесенное для участия в торгах (до 5% от стоимости контракта). Отсутствие отлаженных финансовых инструментов увеличивает риск ухода участников рынка в тень и способствует распространению мошеннических схем, — предостерегает Пангин. 



Партнеры