Минимальная цена пол-литра водки выросла до 220 рублей

«Жидкий хлеб» стал твердой валютой

01.08.2014 в 18:55, просмотров: 9227

За полтора года стоимость любимого в России сорокаградусного напитка выросла практически вдвое. Если в начале 2013 года поллитровку можно было купить за 125 рублей, то с 1 августа 2014 года бутылку «огненной воды» уже не достанешь дешевле 220 рублей. Одновременно с этим наблюдается снижение производства и потребления. Но пить меньше не стали. Просто перешли на самогон, рынок которого в нашей стране составляет 20% от рынка легальной водки.

Минимальная цена пол-литра водки выросла  до 220 рублей
фото: Алексей Меринов

О том, что «народной водки в России быть не должно», заявил замминистра финансов Сергей Шаталов летом 2011 года, выступая на форуме во французском Страсбурге. Тогда бутылка самой дешевой «белой» обходилась россиянам в 98 рублей. Ее и называли «народной». Шаталов пообещал, что спустя 2–3 года за счет роста акциза цена поллитровки вырастет вдвое.

Так и произошло. В 2012 году водка подорожала до 125 рублей, в начале 2013-го — до 170 рублей, а в нынешнем году по карману любителей горячительного ударили два раза: в марте ценник вырос до 200 рублей, а в августе — до 220 рублей. Стоит отметить, что по этой же цене теперь будет продаваться водка, разлитая в тару объемом 0,375 литра. В свою очередь минимальные цены на коньяк и бренди не изменятся: бутылка первого в рознице останется на уровне 322 рублей, второго — 293 рублей.

Чиновники называют несколько причин, почему они лишают водку статуса «народной» и повышают цены. Это и рост стоимости ржи, пшеницы и ячменя, используемых при производстве спирта, и увеличение тарифов на газ и электроэнергию. Впрочем, главным виновником является акциз на алкогольную продукцию крепостью свыше 9 градусов, который в этом году вырос с 400 до 500 рублей за литр.

На первый взгляд рост цен приводит к падению потребления горячительного. По данным Росстата, в прошлом году россияне купили на 7% меньше водки, чем годом ранее. В первой половине 2014 года падение продолжилось и составило почти 6%.

фото: Геннадий Черкасов

Снижение спроса привело к сокращению производства. В прошлом году отечественный водочный конвейер усох на 12%. Еще на столько же снизилось производство в I квартале этого года.

Однако пить россияне меньше не стали. Спад производства и отрицательная динамика потребления, которая оценивается на основе продаж, связаны с увеличением рынка нелегальной продукции — самогона. «В последнее время продажи контрафактного алкоголя в стране приняли массовый характер», — уверен директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его мнению, суррогаты потребляют до 20 млн россиян.

И ничего странного в этом нет. На интернет-форумах «спецы» по самогону отмечают, что себестоимость литра напитка крепостью около 40 градусов не превышает 30–40 рублей. Литр продукта с содержанием спирта в 70% оценивается в 60 рублей. Цены на сам самогонный аппарат начинаются от 3 тыс. рублей. Причем вполне возможно наладить производство в промышленных масштабах. Хитом продаж является установка, способная выдавать до 6 литров готовой продукции каждый час, остается только подносить снаряды — ингредиенты.

Ежегодно в нашей стране, по подсчетам Центра изучения федерального и регионального рынков алкоголя, гонят не менее 250 млн литров в домашних условиях. Это почти 20% от производства легальной продукции — по данным Союза участников алкогольного рынка, в прошлом году в рознице было продано 1,2 млрд литров водки.

В СССР за продажу, изготовление и хранение самогона согласно Уголовному кодексу грозило от 3 до 5 лет тюрьмы. В России закон, запрещающий производство крепкого алкоголя в домашних условиях, до сих пор не принят, хотя был внесен в Госдуму в 2012 году.

Эксперты полагают, что минимизация нелегального рынка возможна только при гармоничном сочетании акциза, цены, финансовых возможностей малоимущего населения и учете потребностей в алкоголе. «Как говорил Черномырдин, «лучше водки хуже нет». Кому не будет хватать на легальную водку, тот будет покупать контрафакт, поэтому бороться с самогоноварением бесполезно», — полагает Дробиз.



Партнеры