Матвиенко вызвала на ковер Улюкаева

Она требует, чтобы прогнозы Минэкономразвития сбывались

Как мы будем жить до 2017 года, зависит в том числе и от качества главных правительственных документов: бюджета, прогноза и денежно-кредитной политики. В день рождения Владимира Путина, 7 октября, в Совете Федерации проекты этих документов были разложены по полочкам. Из экономического блока пришли четверо: министр финансов Антон Силуанов, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, первый зампред ЦБ Ксения Юдаева и замминистра экономического развития Алексей Ведев. Последнему и досталось на орехи от Валентины Матвиенко. Она предупредила, что проведет специальные парламентские слушания на тему реальности прогнозов Минэкономразвития. Глава СовФеда посетовала: мало того, что они не сбываются, но ведомство Алексея Улюкаева не предлагает конкретных мер по стимулированию ВВП.

Она требует, чтобы прогнозы Минэкономразвития сбывались

Многие независимые эксперты уверены, что внесенный в Госдуму 30 сентября проект федерального бюджета на 2015–2017 годы не учитывает жестких современных реалий — продолжающегося падения цен на нефть, от которых зависит наполнение российской казны, а также западных санкций в отношении России и наших ответных ограничений.

Это не совсем так. На парламентских слушаниях в Совете Федерации Антон Силуанов подробно разъяснил, какие защитные меры заложены в бюджет и против Запада, и против арабских нефтяных шейхов, которые намеренно рушат цены на «черное золото», и против падения темпов роста российского ВВП.

Глава Минфина подчеркнул, что на основе базового прогноза Минэкономразвития стоимость нефти, заложенная в бюджет, равняется $100 за баррель. Однако нефтяные котировки на российскую марку Urals уже ниже $92. Если опустился до $87, то российская экономика испытает шок, а бюджет страны будет сведен с катастрофическим дефицитом. Покрыть недостаток будет невозможно, поскольку мы отрезаны от глобальных источников финансирования со стороны Запада.

Впрочем, новый главный правительственный прогнозист Алексей Ведев сохраняет последние остатки оптимизма. По его словам, МФБ и Всемирный банк считают, что средняя цена нефти в ближайшие три года останется на уровне в $100 за «бочку». С этими организациями никто не спорит, кроме Банка России. Как заявила Ксения Юдаева, в одном из вариантов кредитно-денежной политики ЦБ предусмотрена ситуация, когда нефть может упасть ниже $80.

Западные санкции также учтены. Правда, здесь существуют разночтения. По умеренно-оптимистическому сценарию Минэкономразвития, их отменят в середине 2015 года. По базовому варианту — к концу следующего года. Есть вариант, что они сохранятся до 2017 года.

Конечно, бюджет рассчитан исходя из оптимистических оценок. Тем не менее даже они предполагают, что Резервный фонд и Фонд национального благосостояния перестанут пополняться. Последний хотят распилить уже сейчас. Его две трети (всего 3,5 трлн рублей) пойдут на первоочередные инфраструктурные проекты наподобие Транссиба, БАМа, ЦКАД и погашение кредитов госкомпаний. С Резервным фондом дело обстоит сложнее. На парламентских слушаниях Силуанов попросил сенаторов помочь со сроками принятия закона, разрешающего правительству в крайнем случае (если цены на нефть упадут ниже $80) потратить из него до 500 млрд рублей в 2015 году на покрытие дефицита. Сейчас в Резервном фонде более 3,5 трлн рублей.

Это еще не все. Силуанов подчеркнул, что бюджет-2015 исходит из того, что средства, которые идут в Резервный фонд и ФНБ, при стоимости «черного золота» более $94 за баррель будут направлены сразу в бюджет. Глава Минфина всегда был против этого. Однако покрытие дефицита за счет западных кредитов сейчас невозможно. Путем внутренних заимствований российская экономика лишится последних инвестиций.

Это также не самая последняя защитная мера. В рамках бюджета-2015 отложены 70 млрд рублей, которые могут пойти на самые неотложные нужды. Эта сумма вскоре вырастет до 150 млрд.

За бюджетный кризис ответят и рядовые граждане. По словам Силуанова, темпы роста зарплат бюджетников будут ограничены прогнозом инфляции от Минэкономразвития — 5,5%. Хотя ранее предполагалось гораздо больше. Это, естественно, убьет потребительский рост и темпы роста. Но не инфляцию. По словам Татьяны Голиковой, оценка в 5,5% явно занижена.

В любом случае Минфин подстелил себе соломку где только можно. Подвести его способно только Минэкономразвития, так, по словам Матвиенко, прогнозы ведомства Улюкаева никогда не сбываются. Чтобы этого больше не было, она вызвала всю команду Улюкаева на ковер к себе в Совет Федерации.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру