УРАЛВАГОНКОНФЛИКТ

Ведущий оборонный завод снова берет в долг

29 октября 2014 в 10:00, просмотров: 2391

Нет-нет, само известное на всю Россию предприятие продолжает работать и ковать броневой щит страны. А вот к действиям его руководителей действительно возникают вопросы. Пока что только у государственных чиновников.

УРАЛВАГОНКОНФЛИКТ
фото: Наталья Мущинкина

О чём идет речь? Как сообщала «Российская газета», «на днях генеральный директор ОАО "Уралвагонзавод" (УВЗ) Олег Сиенко заявил, что его корпорация начинает "реструктуризацию долговой нагрузки" угольных активов ООО "УК "Заречная" в Кемеровской области».

В собственность «Уралвагонзавода» «Заречная» перешла не так давно, когда контроль над компанией приобрела аффилированная с оборонным предприятием фирма «УВЗ-логистик». Любопытно, что покупка декларировалась как огромный бизнес-успех. И то сказать – компания входит в пятерку крупнейших экспортеров и производителей энергетического угля, в её состав входит целый ряд вспомогательных предприятий, вот уж действительно лакомый кусочек! Однако аналитики уже тогда предупреждали – у «Заречной» есть большие проблемы. Самая главная из них – серьёзная долговая нагрузка, осложняющая не только будущее развитие, но и текущую деятельность этих предприятий.

К сожалению, предупреждения эти оказались не пустыми. Более того, с приходом «УВЗ-логистик» финансовое состояние «Заречной» не улучшилось – компания оказалась на пороге банкротства, а задолженность достигла порядка 45 миллиардов рублей.

Этот долг и собирается теперь реструктуризировать руководство «Уралвагонзавода». Как сообщается в СМИ, сделать это планируется путём привлечения под гарантии завода кредитов государственных банков. Так, по информации «Росбалта», «долги «Заречной» перед Сбербанком, которые могут достигать 8 млрд рублей, предполагается переуступить "УВЗ-Логистик", которую, в свою очередь, прокредитует Газпромбанк. Причем дисконт при выкупе долга у Сбербанка может составить 50%».

Надо сказать, что в конце сентября «Уралвагонзавод» уже брал один кредит. «25 сентября УВЗ получил адресный кредит в 1,2 млрд рублей в Связь-банке на "развитие и погашение долгов перед бюджетом", аккумулированных Юргинским машиностроительным заводом ("Юрмаш"), который входит в структуру "Заречной". Пойти на этот заем Сиенко вынудил публичный конфликт с губернатором Кемеровской области: Аман Тулеев заявил, что просит правоохранительные органы возбудить уголовные дела в отношении менеджмента УВЗ, усилиями которых "Юрмаш" накопил долгов перед региональным бюджетом почти на полмиллиарда рублей», сообщало ИА «Росбалт».

И вот теперь, похоже, грядёт новый займ. Да и, судя по всему, не один. К примеру, «Российская газета» сообщила ещё об одной новости: Сбербанк открыл ОАО "НПК "УВЗ" кредитную линию в сумме до 6 млрд рублей сроком на 18 месяцев под 11,75% годовых. Но что, и это еще не всё? Ответ на этот вопрос недавно дал сам генеральный директор ОАО "НПК "УВЗ" Олег Сиенко, обратившись в правительство с просьбой о предоставлении государственных гарантий на займы в объеме 35–50 млрд рублей.

Конечно же, на самом «Уралвагонзаводе» заявляют, что такие громадные деньги нужны им только лишь для того, чтобы в лучшем виде исполнить федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса России до 2020 г.». И, судя по всему, желаемое будет получено. Ведь в кои-то веки государству не приходится экономить на армии – на модернизацию и закупку новой техники для вооружённых сил выделяются сотни миллиардов рублей, а «Уралвагонзавод», как известно, одно из ведущих в стране предприятий по производству боевой техники, такому точно не откажут.

Увы, это, похоже, как раз та самая ситуация, когда очень хотелось бы, чтобы статус «броневого щита Родины» имело не только это, а еще какое-нибудь другое предприятие. Менеджеры которого не настолько «себе на уме», поскольку чему-чему, а предприимчивости у них можно только поучиться.

К примеру, компания «УВЗ-Логистик», которая стала приобретателем проблемной «Заречной» и которую теперь пытается реанимировать «Уралвагонзавод», – думаете, она полностью государственная? Как бы не так. Как выясняется в той же «РГ», «в случае с ООО "УВЗ-Логистик" получается, что один крупный владелец ООО (государственный УВЗ) принимает на себя все риски в сугубо частном начинании своего зависимого Общества, инициированном группой физических лиц (топ-менеджеров группы "УВЗ"), прямо либо косвенно (через российские либо офшорные юрлица) владеющих частью этого ООО… По сути, это классическая ситуация конфликта интересов, и вряд ли наемные менеджеры УВЗ в случае банкротства "Заречной" восполнят многомиллиардные потери "большого" УВЗ из своего кармана».

Что же получается, покупали заранее проблемный актив, к тому же ещё и непрофильный для предприятия, теперь он «висит» на «Уралвагонзаводе», а деньги на спасение решили брать у государства?

В результате сам собой напрашивается еще целый ряд вопросов. Во-первых, почему госбанки, какими являются Сбербанк и Газпромбанк, должны принимать участие в реструктуризации долгов предприятия, находящегося фактически в предбанкротном состоянии? Вот, к примеру, первый вице-президент Газпромбанка и член совета директоров УК «Заречная» Ян Центер что думает по этому поводу?

Во-вторых, повторимся, непонятно, почему сам «Уралвагонзавод» должен занимать деньги для решения проблем своего зависимого общества? И, кстати, вот эти деньги, которые просит завод у правительства, – на что они пойдут на самом деле? Не для зашивания ли дыр в балансе УВЗ, полученных благодаря сделкам типа той, что уже практически привела ООО "УК "Заречная" к банкротству?

Ну и, наконец, самое главное. Помнится, в своё время «мужики» с «Уралвагонзавода» обещали приехать в Москву и поучить уму-разуму всякую там оппозицию. Похоже, для начала им стоит навести порядок на собственном предприятии.



Партнеры