Руководитель комитета ГД Игорь Руденский: «Бизнесу нужна моральная поддержка»

В России может появиться орган по стратегическому развитию страны

7 декабря 2014 в 20:16, просмотров: 2635

Послание президента Федеральному собранию за несколько дней разложили по полочкам, прокомментировали все, включая Госдеп США и МИД Китая. Российские эксперты не могли не отметить, что значительная часть выступления касалась бизнеса: был предложен 4-летний «мораторий» на налоговые изменения; «надзорные» каникулы; расширенное участие в госзаказе; амнистия капитала, готового вернуться из офшоров. «МК» попросил руководителя Комитета Государственной думы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря РУДЕНСКОГО подвести законодательные итоги 2014 года и обозначить перспективы для бизнеса на 2015 год.

Руководитель комитета ГД Игорь Руденский: «Бизнесу нужна моральная поддержка»
фото: Наталия Губернаторова

— Игорь Николаевич, если судить по темам «круглых столов», на которые зовут журналистов под занавес года: «Малый бизнес. Как выжить в кризис?», «Санкции и угроза экономической изоляции», «Кризис и трансформация бизнеса», — особого оптимизма в деловой среде нет. Как смотрите на происходящее вы и что можете сказать представителям малых и средних предприятий?

— Конечно, ситуация непростая. Это касается вообще всей экономики: и у нас в стране, и в мире, особенно в Европе. На таком фоне, я бы сказал, российский малый и средний бизнес развивается в принципе неплохо, но недостаточно. Ему нужны дополнительные гарантии, преференции, в плане моральной поддержки хотя бы. В последнее время в предпринимательской среде есть легкая нервозность, ожидание: вдруг что-то произойдет — мы им то кадастровую оценку вводили, то подняли социальные взносы для ИП, недавно установили муниципальные сборы. Настроение не лучшее, но были и хуже времена, те же 90-е, поэтому просто нужно вселить дополнительную уверенность в наш бизнес.

Чтобы всех успокоить, мы предлагаем достаточно понятные позитивные меры. Пора уже как-то упорядочить проверки, объявить мораторий, так как они всех сегодня замучили, это бич (интервью состоялось за день до президентского Послания, поэтому можно констатировать, что думцы и ВВП мыслят в унисон. — Е.Д.). При этом нужно, чтобы предприниматели могли не в одиночку отстаивать свои интересы, а была какая-то система. Надо вводить саморегулирование везде и на всех этапах: в здравоохранении, в образовании, в малом бизнесе, — объединять по кластерам, по местоположению — как угодно. В туриндустрии без саморегулируемых организаций неразбериха. Вообще во всем мире защита собственности строится на СРО. Эти общественные организации отстаивают интересы добросовестных предпринимателей, которые в них входят, а если кто-то не платит налоги, занимается нелегальным бизнесом, то это позор всей СРО, поэтому она сама не позволит участникам плохо работать.

…Неоднократно нашим комитетом поднимался вопрос о введении 3–5-летнего моратория на повышение совокупной налоговой нагрузки на малый бизнес. Бывает, ведомства заявляют, что ничего в ближайшие год-два менять не будут, а два месяца проходит — и начинается: то давайте поднимем НДС, то налог с продаж, то еще какой-то налог введем. Надо, чтобы все предприниматели знали: если они осуществляют инвестиционный проект, завтра условия предпринимательской среды не поменяются. Если они берут кредит на пять лет, эти средства окупятся, ничего непредвиденного в виде повышения налоговой нагрузки не случится, и им не придется закрывать бизнес.

Не случайно и по ИП мы ставки, так или иначе, вернули на прежний уровень.

— …Это похоже на принцип «не знала баба хлопот, купила баба порося». И была счастлива, когда вновь от него избавилась…

— Ну мы признали, что малый и средний бизнес сейчас и так платит достаточные налоги.

— А как же новые муниципальные сборы?

— Первоначально под них вообще должны были попасть 22 вида деятельности, предложение обсуждалось в Общественной палате. Общественным организациям удалось отстоять норму, по которой сбор введен только на торговлю.

— Все-таки возникает чувство, что действуем по логике: если сначала сразить всех масштабом готовящихся новшеств, штрафов, налогов, а потом ввести их, но чуть поскромнее, — все уже будут рады. У вас нет такого ощущения?

— Нет. У меня есть ощущение, что когда кто-то вносит ту или иную инициативу, она не всегда до конца просчитана. Скажем, если налогами занимается Минфин, то и Минфин, и Министерство экономики должны давать расчеты на предмет того, что несет в себе законопроект. Иногда мы, например, повышаем акцизы на алкоголь: вроде бы правильно делаем, пытаемся наполнить бюджет, а в итоге иногда получается, что вырастает нелегальный сектор, так как цены уже запредельные. Люди не могут платить больше, чем зарабатывают. Если сейчас сделать элементарную калькуляцию предпринимательской деятельности, окажется, по совокупности бизнес платит где-то 50% налогов, поэтому, конечно, надо вводить какие-то льготы и преференции для тех, кто развивается, помогать владельцам микробизнеса…

— Если вернуться к сборам, которые в Москве начнут действовать с июля 2015 года, там можно что-то отыграть назад?

— Раз уж закон принят, нужно сначала посмотреть, как он будет работать. Думаю ставки, которые сегодня существуют в Москве на торговлю и которые введут, будут способствовать наполнению бюджета. Во всем должен быть смысл. Если у нас торговые центры, огромные рынки не платят достаточно налогов и сбор поможет как-то упорядочить процесс — мы только «за». Самое главное, чтобы это не способствовало закрытию компаний. Проект во многом пилотный.

— Если мы затронули торговлю… Недавно один экономист высказал такую точку зрения: многие предприниматели начинают свой путь в бизнесе именно с торговли и сферы услуг, а уже раскрутившись, некоторые начинают задумываться об открытии собственного производства. При этом значительную часть различных обременений в России возлагают именно на торговлю и услуги. В итоге тормозится появление новых компаний, доля малого бизнеса в экономике по-прежнему составляет 20–25% вместо мировых 50–60%. Ваше мнение?

— Все, что касается торговли, развивается у нас очень хорошими темпами. Эта сфера достаточно сбалансированна, и даже, может, представители торговли находятся в выигрышном положении: они ничего не производят, ничем не рискуют. Думаю, по объемам продаж на душу населения мы уже обогнали многие страны — повсеместно открываются сетевые магазины, торговые центры, ведется торговля на рынках, интернет-торговля. Понятно, «любой труд в почете», но я бы больше внимания уделял производственному сектору.

— Какие законы стали главными для вашего комитета в 2014 году?

— Через нас проходит огромное количество законов. Мы по-прежнему вносим изменения и продолжаем дорабатывать механизмы контрактной системы, на которые поступают нарекания. Это естественно, я обычно привожу в пример контрактную систему США, где насчитывается уже 4 тысячи поправок.

Приняли законы по особым экономическим зонам, в том числе в Крыму, по территориям опережающего развития… Сейчас готовится ко второму чтению проект федерального закона «О международном медицинском кластере». Кластер создадут на специально отведенной территории Новой Москвы. В рамках проекта построят клинико-диагностический и образовательно-медицинский центры, онкологический центр — всего около 200 тыс. кв. метров недвижимости, объекты инфраструктуры. Это будет самая насыщенная рабочими местами, прежде всего медицинского профиля, точка роста Новой Москвы. В перспективе здесь смогут работать около 200 тысяч человек, в том числе малые инновационные компании, ИП.

Если смотреть глобально, на перспективу, то я бы особо отметил принятый закон о стратегическом планировании — он увяжет все сектора нашей экономики, определит, как и за счет чего будет развиваться страна.

— Как это скажется на малом и среднем бизнесе?

— Самым непосредственным образом. Зная стратегию развития своего региона и муниципалитета — какие дороги, крупные предприятия будут строиться при федеральной поддержке, — вы будете понимать, как встроиться в эту систему, что можете предложить вы: жилье, магазины, бытовые услуги. Разработка стратегии займет 2015–2016 гг.

— Это своеобразный возврат к советским пятилеткам?

— Кстати, советские пятилетки были уникальным изобретением — Китай сейчас по ним развивается, и достаточно успешно. Мы создадим общую стратегию на 10–20 лет, и она должна будет коррелировать с аналогичными документами, которые примут все регионы. На основе этих региональных стратегий государство станет оказывать финансовую поддержку. Это, повторю, даст понимание, к чему мы вообще хотим прийти. Например, Минпром распишет основные направления промышленной политики: какие отрасли поднимать, что за предприятия и где — с учетом кадров и уже имеющейся базы — строить, какую помощь и от кого направить. Аналогично по всем министерствам… Необходимо технологическое перевооружение действующих заводов, создание скоростных железных дорог и автострад, логистических центров по хранению и переработке сельхозпродукции, кратное увеличение объемов жилищного строительства, развитие информационных технологий, биотехнологий, микроэлектроники.

Скорее всего понадобится какой-то орган, который будет реализовать эту стратегию, но это уже определят правительство и президент: то ли вопросом займется Министерство экономики, то ли вице-премьер...

— По поводу закона о деофшоризации. Консалтинговые фирмы уже успели отреагировать на него предложениями «защитить» бизнес. Гадают, на кого он нацелен: на крупных игроков или на средние компании также?

— Нацелен на то, чтобы была прозрачная система взаимоотношений бизнеса и государства. Согласен, основной мотив, почему многие компании имеют в учредителях какие-то офшоры, — опасения за свои активы. Но есть и другая сторона медали: когда предприятие принадлежит офшору, этот офшор продает его второму, тот — третьему, и там уже не разберешь, кто бенефициар и в чью собственность все в конечном итоге уйдет. Может получиться так, что мы как государство останемся вообще без собственности и не будем знать, в чьих руках она находится.

— Налоговые справятся с потоком информации? О существующих структурах необходимо сообщить до 1 апреля 2015 года, налаженного обмена данными с иностранными государствами нет…

— Наши налоговые органы справятся со всем.

СПРАВКА "МК"

Среди законодательных мер поддержки МСП, принятых в 2014 году, в Комитете ГД по экономической политике отмечают: упрощенный порядок ведения кассовых операций, бухучета и отчетности; 15%-ную нижнюю границу объема закупок товаров, работ и услуг у малого бизнеса при размещении госзаказов; создание Агентства кредитных гарантий для малого и среднего бизнеса (50 млрд руб). В первом чтении приняты законы о ГЧП, территориях опережающего социально-экономического развития, особых экономических зонах. Правительство внесло так называемый четвертый антимонопольный пакет.​ Готовится ко второму чтению законопроект о промышленной политике в РФ, где пропишут дополнительные льготы (налоговые, по таможенным и арендным платежам) для инвесторов, вкладывающих деньги в создание проминфраструктуры и развитие приоритетных для РФ производств. На весеннюю сессию намечено внесение поправок в закон «О защите конкуренции» по процедуре административного обжалования действий уполномоченных органов, предоставляющих госуслуги в области градостроительной деятельности и земельных отношений; а также поправки в закон о развитии МСП о господдержке социального предпринимательства. Всего на рассмотрении комитета находится 145 законопроектов.



Партнеры