Ни хлеба, ни зрелищ?

Торговые центры рискуют остаться без ресторанов и кинозалов

19 декабря 2014 в 17:01, просмотров: 2937
Ни хлеба, ни зрелищ?
фото: Михаил Ковалев

В середине декабря, с разницей в один день, деcять крупнейших киносетей страны и многие из ведущих операторов сетевых ресторанов выступили за отказ от привязки арендных ставок к иностранным валютам и пригрозили уходом из торгово-развлекательных центров, которые не готовы зажить «по-новому». В случае если договориться не удастся, несговорчивые ТРЦ могут лишиться развлечений и общепита уже после новогодних праздников. От киносетей обращение подписали руководители «Синема парк», «Каро фильм», «Формула кино», «Люксор», «Киномакс», «Монитор», «Мираж синема», «Мори синема», «5 звёзд» и “Чарли”. В свою очередь, инициативу Федерации рестораторов и отельеров России поддержали около 30 рестораторов, в том числе сети и компании «Чайхона № 1», Ginza Project, Maison Dellos, «Ла Маре», Torro Grill, Starbucks, Novikov Group, Food Retail Group, «Якитория», «Кофемания» и «Росинтер». Случайное – или спланированное? – совпадение по времени в заявлениях двух категорий арендаторов стало чётким сигналом для рынка: шанс пересмотреть условия пребывания в ТРЦ теперь появился и у тех торговых марок и компаний, которых нет в числе обратившихся. Полагаю, что точка невозврата пройдена, расклад сил изменился.

Сейчас большинство действующих договоров аренды помещений в ТРЦ зафиксированы в долларах, реже – в евро. В результате последних скачков курса американской и европейской валют большинство арендаторов, получающих выручку в рублях, ушли в минус. А ежемесячные счета за оплату площадей продолжают расти вместе с валютными котировками – и это на фоне рецессии, уже ставшей причиной оттока части покупателей из организованной розницы. Рестораторы и кинопоказ выдвигают два условия для продолжения работы: перевод арендных ставок в рубли или их привязка к проценту с оборота, что является обычной мировой практикой. Соответствующие переговоры идут уже несколько месяцев, но выход проблемы в публичную плоскость подтверждает, что не все ТРЦ соглашаются на перемены. Владельцы и управляющие торговых комплексов объясняют это тем, что их собственные долговые обязательства в основном зафиксированы в иностранной валюте. Однако когда каждый гамбургер или билет в кино станет продаваться в убыток, чужим горем проникнуться не так-то просто.

Совместный демарш недавних конкурентов стал неприятным сюрпризом для управляющих компаний ТРЦ: до последнего времени, пока рынок рос, закрытие кинотеатра или ресторана одной сети означало лишь то, что на его месте скоро появится другой, под новой вывеской. «Времена, когда владельцы торговых центров умело манипулировали существующей между нами конкуренцией, прошли», – говорится в письме киносетей. Судя по жесткости формулировок арендаторов, они готовы отвечать за свои слова: после подобной декларации на уровне первых лиц компаний любая попытка отыграть назад будет сродни имиджевому самоубийству. При этом обвинить подписантов в сговоре, о чем наверняка задумались собственники центров, также вряд ли удастся: СМИ приводят слова начальника Контрольно-финансового управления ФАС России Владимира Мишеловина о том, что служба не нашла нарушений в достигнутых договоренностях.

Как известно, кинотеатры и фуд-корты, на которых обычно располагаются точки операторов сетевых ресторанов, наряду с продовольственными гипермаркетами являются основными «якорями» центров. В случае их окончательного ухода с объекта или даже временной приостановки работы снижение покупательского трафика мгновенно ударит по арендаторам магазинов, расположенных в торговых галереях. А именно эта категория арендаторов традиционно платит максимальную ставку за каждый квадратный метр. В итоге центры получат «эффект домино»: нет трафика – нет выручки, вне зависимости от заявленной стоимости аренды. При этом ТРЦ уже сейчас жестко конкурируют между собой из-за строительства огромного количества торговых площадей за последние 15 лет, а также практически идентичного состава арендаторов. Лишившись привычных развлечений, уже ставших неотъемлемой частью культуры шоппинга, покупатели мгновенно переориентируются на другие объекты.

При этом ряд ТРЦ в Москве, на мой взгляд, являются заложниками не самой удачной планировки: закрытие «якоря» практически полностью остановит приток покупателей к другим торговым точкам. Это относится, например, к одному из крупных торговых центров, расположенному в Центральном округе, «Москва-Сити», «Афимоллу», в котором доступ к части ресторанного дворика, разбросанного по верхним этажам, фактически обеспечивается за счет посетителей многозального мультиплекса «Формула кино». По мнению участников рынка, именно этот торговый комплекс, уже столкнувшийся за последние два года с целым рядом проблем, может в первую очередь пострадать от принципиальной позиции арендаторов, равно как и от расширения зоны платной парковки. В Компании «Формула-Кино» отказались комментировать слухи о возможном закрытии кинотеатра и отсутствии устраивающих обе стороны договоренностей с администрацией «Афимолла».

Среди других «несговорчивых» также называют ТЦ «Метрополис» (мультиплекс «СинемаПарк») и «Европолис» в Санкт-Петербурге (кинотеатр «Мираж»). В таком случае, ждать «дней закрытых дверей» следует сразу после окончания январских каникул: арендаторы вряд ли станут прекращать работу в пиковый сезон, одна неделя которого стоит пары летних месяцев, но смогут зафиксировать прибыль и устремиться «на выход» на фоне наступающего после праздников спада.



Партнеры