Кредитные карты могут стать драйвером рынка розничного кредитования

Пластиковый «паровоз»

6 июля 2015 в 19:03, просмотров: 3678

Рынок кредитных карт в отличие от других сегментов потребительского кредитования потихоньку растет. Но кризисные реалии заставляют банкиров пересматривать свое отношение к продукту: растущие риски просрочки не позволяют заемщикам «с улицы» рассчитывать на выгодную ставку.

Кредитные карты могут стать драйвером рынка розничного кредитования
фото: Наталия Губернаторова

Скорее жив

По данным Frank Research Group, в первом квартале текущего года российский рынок кредитных карт вырос всего на 0,2%, до 345,6 млрд рублей. «Это значительно ниже аналогичного показателя за первый квартал 2014 года, когда рынок прибавил 6,2%», — отмечают в компании. Но все-таки речь идет о росте, ведь ближайшие конкуренты пластика сдают позиции со страшной силой. Так, в январе-марте совокупный портфель нецелевых кредитов наличными уменьшился на 5,4%, POS-кредиты «ужались» на 14,8%.

«Несмотря на серьезное сокращение новых выдач, кредитные карты — это единственный, за исключением ипотеки, продукт, по которому портфель вырос с начала года. Кредитные карты могут стать одним из драйверов роста в этом году», — считает гендиректор Объединенного кредитного бюро Даниэль Зеленский.

Меньше, но лучше

Суровые макроэкономические реалии заставляют банкиров пересматривать отношение к оценке заемщиков. Если раньше кредитку в большинстве финансовых организаций можно было легко получить по паспорту, то теперь ситуация изменилась. «В декабре 2014 года многие банки просто перестали кредитовать клиентов «с улицы», сконцентрировавшись на работе с текущим портфелем и зарплатными клиентами», — утверждает Зеленский.

«Сейчас мы выдаем кредитки только своим клиентам. Получить они их могут без справки 2-НДФЛ. Главный источник увеличения клиентской базы — каналы POS-кредитования. Тем клиентам, которые аккуратно погашают задолженность, мы через некоторое время предлагаем карточные продукты», — рассказывает начальник управления кредитных карт банка «Хоум кредит» Алексей Драчинский.

«На рынке стало существенно меньше клиентов с хорошей кредитной историей и без излишней кредитной нагрузки. Но таким клиентам кредитные карты весьма доступны, им банк редко выносит отказ», — сообщил директор по кредитным банкам ПАО «Восточный экспресс банк» Алексей Крейтор, добавляя, что в его банке качественные заемщики «с улицы» все еще могут рассчитывать на получение кредитной карты.

Дорогие ставки

Кредитный пластик всегда был одним из самых высокорисковых розничных инструментов в банковском ретейле. С наступлением кризиса ситуация только усугубилась. «В апреле доля просроченных карт в общем карточном портфеле банков составила 15,9% от количества активных кредитов, из них почти 11% просрочены более чем на 90 дней», — рассказывает Зеленский.

Конечно, эта грустная статистика не может не отразиться на формате конечного продукта. А выглядит он так: дорогой и скуповатый. Впрочем, дешевым он не был никогда: так, по данным Frank Research Group, в декабре еще до повышения ключевой ставки ЦБ до 17% среднее значение ставок по кредитным картам составило 29,7% годовых, а пик роста наблюдался в мае 2015 года — тот же показатель составил 32,6% годовых. Одновременно сокращался объем доступных средств даже по уже одобренным картам. «Средняя сумма кредитного лимита снизилась с 70 000 до 55 000 тыс. руб., средняя сумма операций по карте сократилась с 1100 до 900 руб.», — отметил начальник управления развития карточных продуктов Пробизнесбанка Станислав Подолянчук. «Банки концентрируются на качестве кредитных портфелей и стремятся снизить риски, поэтому размер среднего кредитного лимита по картам сокращается», — подтверждает Драчинский.

Без наворотов

Невероятно, но факт: карты с возможностью накапливать мили начали терять свою актуальность. Алексей Драчинский объясняет это так: привлекательность мильных карт несколько снизилась, так как из-за девальвации рубля стоимость миль увеличилась, и людям нужно больше тратить по карте, чтобы накопить то же количество миль, что и раньше. Сейчас банки вовсю стараются разнообразить свой карточный ассортимент, в основном вариациями на тему кэшбэка — возврата части потраченной суммы на баланс карты в виде баллов или «живых» денег.

Впрочем, по мнению Подолянчука, далеко не всем нужны от карты «фишки»: «Большинство наших клиентов предпочитают простоту и скорость этого платежного инструмента и оформляют карты без дополнительных опций». «Стандартные карты все еще актуальны и составляют большую часть продаж на рынке», — соглашается Крейтор.

Получается, что ставка — основной ориентир для будущего держателя карты. И при нынешних ценниках именно размер ставки играет решающую роль. В самом выгодном положении находятся действующие клиенты банка — они могут рассчитывать на адресное карточное предложение с пониженной ставкой. Другой вариант — напрячься и оформить дополнительные документы: хлопоты могут окупиться более выгодным тарифом. Так, рассказывают в Frank Research Group, в зависимости от банка система дисконтирования может отличаться. Например, Альфа-Банк не требует от клиента обязательного подтверждения дохода, но эти документы могут послужить условием для снижения годовой процентной ставки, которая устанавливается индивидуально. «Ренессанс Кредит» при оформлении заявки по двум документам устанавливает процентную ставку в размере 39,9%, но при предоставлении клиентом расширенного пакета документов снижает ее на 5 п.п. до 34,9%. УБРиР снижает процентную ставку при подтверждении дохода заемщиком как минимум справкой по форме банка с 35% до 27%.



Партнеры