ФАС обвинила коллег по правительству в попытке монополизировать госзакупки

Минэкономразвития предлагает ликвидировать коммерческие электронные площадки

19 июля 2016 в 20:58, просмотров: 3730

Между Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) разгорелся нешуточный конфликт. После того как чиновники Минэкономразвития предложили оставить в России только одну электронную площадку, zakupki.gov.ru, ликвидировав все остальные, на которых проводятся государственные, муниципальные, а также торги госкомпаний, антимонопольщики обвинили своих коллег в некомпетентности и попытке монополизировать рынок. По их мнению, если это будет реализовано, то неизбежно приведет к повышению бюджетных расходов, негативно скажется на качестве работы системы госзакупок.

ФАС обвинила коллег по правительству в попытке монополизировать госзакупки
фото: Наталья Мущинкина

Минэкономразвития решило уничтожить все действующие коммерческие электронные торговые площадки и оставить только одну — на базе государственной ЕИС (единой информационной системы — zakupki.gov.ru). Как известно, сейчас существует пять торговых площадок, где государственные ведомства размещают свои конкурсы, аукционы, котировки в рамках закона №44 «О госзакупках», и еще около 160 порталов работают по 223-ФЗ. Там «отовариваются» госкомпании, ГУПы, муниципальные предприятия.

Чиновники Минэкономразвития говорят, что у одного портала есть неоспоримые преимущества. В первую очередь на целый ряд товаров не будет необходимости объявлять закупки, их можно будет приобретать, как в интернет-магазине. Кроме того, систему расчетов у площадок передадут напрямую в федеральное казначейство.

При этом новая единая площадка начнет зарабатывать за счет комиссии, взимаемой с заказчиков и поставщиков. Ее размер установит государство. Соответствующие изменения в законодательство уже разрабатываются.

В настоящее время брать плату с участников торгов запрещено. Размещая обеспечение заявок в банках (от 5 до 30% суммы контракта), площадки компенсируют собственные затраты на администрирование. Некоторые госбанки владеют электронными площадками, и для них это является дополнительным видом заработка.

Суммы на торгах крутятся огромные. В прошлом году государство потратило на закупки 5,5 трлн рублей, госкомпании — почти в 5 раз больше.

Как бы то ни было, ФАС выступила категорически против подобных инициатив. «Создание и функционирование указанных площадок — бесплатно для государства и участников закупок, — заявили «МК» представитель службы. — При этом информация обо всех закупках доступна без ограничений на сайте zakupki.gov.ru, а сами площадки находятся в условиях конкуренции между собой и вынуждены повышать качество своих услуг. Действия пользователей электронных площадок учитываются и сохраняются в информационной системе «Независимый регистратор».

В ФАС подчеркнули, что на регулярную доработку и обслуживание ЕИС тратятся ежегодно сотни миллионов рублей из федерального бюджета, а расширение функционала потребует кратного повышения расходов. При этом служба постоянно получает жалобы от пользователей ЕИС на некорректную работу и возникновение технических ошибок. Получается, что в случае возможного сбоя в работе единственной площадки деятельность всех российских заказчиков может быть парализована.

В ФАС говорят, что, вместо того чтобы прилагать усилия по монополизации рынка, необходимо, наоборот, развивать существующую модель электронных закупок и в ближайшее время принять законопроект о переводе всех закупок в электронную форму на базе коммерческих электронных площадок.

«Предложение Минэкономразвития представляет собой сразу несколько проблем, — пояснил председатель комитета ТПП по развитию системы закупок Антон Емельянов. — Первая, самая очевидная, это конкурентная среда, которая таким образом будет ущемлена. Вторая — это надежность и безопасность системы госзакупок, которая в целом будет нарушена, если останется только одна-единственная площадка. Третий важный аспект — финансовый, поскольку создание новой площадки, даже если она будет разрабатываться на базе уже действующей, потребует немалых денег. Таким образом, данный подход имеет очевидные минусы. Пострадают не только участники госзакупок, но и конечные потребители, потому что качество услуг также значительно снизится».





Партнеры