Правительство Медведева поставило подножку импортозамещению и антисанкциям

Минфин намерен сократить инвестиции в АПК

В следующем году село может недополучить 10 млрд рублей. На эту сумму в рамках обсуждаемого проекта бюджета на 2017 год Минфин предложил сократить программу финансирования аграрно-промышленного комплекса до 204,5 млрд рублей. На 2018 и 2019 годы сумма заявлена еще меньше - 198 и 194 млрд рублей. Хотя еще недавно премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что правительство приняло решение в следующем году сохранить поддержку сельского хозяйства на уровне 2016 года, выделив около 215 млрд рублей. Эксперты считают, что будут у аграриев эти «лишние» 10 млрд или нет, по большому счету не так уж важно - финансовое положение большинства сельхозпроизводителей в любом случае остается довольно сложным. А заявленный с такой помпой курс на импортозамещенение, скорее всего, снова сведется к тому, что большинство овощей и фруктов на наши прилавках будут турецкого происхождения.

Минфин намерен сократить инвестиции в АПК

Перспективы отечественного АПК «МК» попросил прокомментировать зампредседателя Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса Павла ГРУДИНИНА.

- Главный вопрос, у кого Минфин намерен отобрать обозначенные 10 млрд рублей? Если, скажем, речь пойдет о субсидировании процентной ставки по кредитам, то сельхозпроизводители ничего от этого не теряют. Нынешняя практика субсидирования страдает серьезными недостатками. На эти цели направляется более половины аграрной части бюджета. То есть поддерживается банковский сектор, а не эффективные производители. Если бы сельхозпроизводители получали кредиты с символической ставкой порядка 1,5-2% в год, как это происходит в Европе, затраты на расширение производства могли бы распределяться на десятки лет и тогда продукция получилась бы конкурентной по цене. Но когда ставка по кредиту больше 8-10% — к стоимости продукции придется прибавлять 20%, чтобы кредит можно было погасить в разумный срок. Опять же, если государство перестанет поддерживать производство говядины, в этом тоже нет ничего страшного. Говядина - очень дорогое мясо, сейчас в кризис большинству населения оно не по карману. А вот, скажем, если господдержки лишится социально важный молочный сектор, это уже действительно проблема.

- Нам обещали, что ограничения на импорт европейской, а потом и турецкой, сельхозпродукции помогут российскому сельхозпроизводителю, будут стимулировать его развитие, запустится процесс импортозамещения и скоро мы будем есть качественные, а главное — свои продукты. Но если денег на АПК выделяется все меньше, значит и процесс импортозамещения остановился?

- Никакого импортозамещения не было и не нет. Если продукция конкурентноспособна, она и так можешь выдавить импорт с внутреннего рынка. Пока, увы, этого нельзя сказать об отечественной продукции. И не потому, что мы плохо работаем, просто в России такие экономические условия. На Западе население имеет достаточный доход, который позволяет покупать качественные товары. В нашей стране сколько не произведи, у потребителей все равно нет денег для похода в магазин. А даже если покупатели и придут, выберут не молоко, а молочный напиток, не сыр, а сырный продукт. Потому, что они дешевле. Инвестиции также стали недоступны. Государство говорит о проектном финансирование, но ничего не делает. В этом году оно, например, обещало потратить 4 млрд. рублей на интервенции в молочную отрасль, но сначала долго не могли разработать порядок выделения средств. Пока раздумывали, сезон большого молока прошел. В результате, ни копейки так и не было потрачено. То же самое с поддержкой строительства теплиц. Желающих строится много, но денег мало — требуется 9 млрд, а есть только 3 млрд рублей. А значит, финансирование достанется только одному из трех производителей. Тем не менее, Россия достигла 100%-ой обеспеченности собственным мясом. И знаете как мы это сделали? Стали меньше есть мясных продуктов. Если в 2014 году население потребляло мяса 75 кг в год на человека, то сейчас мы едим всего 68 кг, тогда как среднее потребление мяса в мире — 90 кг, а в США — 120 кг. Похожая история с российскими фруктами и овощами.

- Судя по тому, что Россия открыла свои границы для фруктов из Турции, скоро мы опять полностью перейдем на продукцию из этой страны?

- А в этом вопросе ничего и не менялось. Не секрет, что после введения санкций Белоруссия резко увеличила поставки в Россию лимонов, мандаринов, яблок и всего остального, что к Белоруссии не имеет никакого отношения. То есть в замен мы получили не российские товары, а продукцию той же Польши и Турцией, только под маркой соседнего государства.

- То есть перспективы российского аграрного сектора пока не радужные?

- Ситуация будет только ухудшаться. Людей, оказавшихся за чертой бедности, все больше. При этом государство не принимает никаких продовольственных программ, которые бы позволили населению есть натуральные отечественные продукты. К чему это приведет? К увеличение поставок пальмового масла и к еще большей фальсификации продукции.

ЭКСПЕРТ «МК»:

Ирина Рогова, аналитик ГК Forex Club:

«Предварительный бюджет на 2017 - 2019 годы сверстан. Увы, в ближайшие 3 года он будет по-прежнему дефицитным. Понятно, что в этой ситуации не все нуждающиеся отрасли могут получить дополнительное финансирование. Например, в ближайшие годы, согласно проекту бюджета, ожидается снижение инвестиций в аграрно-промышленный комплекс. В 2017 сектор недополучит около 10 млрд рублей в сравнении с 2016 годом (когда государство выделяло ему 215 млрд). Естественно, что это может негативно сказаться на развитии сектора. Хотя, если верить официальной статистике, ситуация в 2016 году складывается, в целом, неплохо. По итогам августа производство сельскохозяйственной продукции растет на 6% к тому же периоду прошлого года. Конечно, если стоит цель достичь максимального уровня самообеспечения по большинству с/х продукции, то дополнительное финансирование отрасли крайне необходимо. Но сейчас, когда отношения с Турцией стабилизируются, например, ситуация с плодоовощной продукцией будет менее острой. Тем более, что отечественная продукция все же не радует дешевизной. А в текущих условиях, когда население уже в течение 22 месяцев сталкивается с падением реальных доходов, именно цена является определяющим спрос фактором. Другими словами жители России фактически вынуждены экономить на качестве. Но Турция не единственный наш торговый партнер, на которого были наложены ответные санкции. Кстати, хорошо, что на текущем этапе дефицит бюджета на 2017 год пока закладывается на уровне 3% ВВП уже с учетом западных санкций. Вероятность их отмены пока не слишком велика, а это значит, что и продуктовые антисанкции пока сняты не будут. Таким образом, России, как минимум, надо направить усилия на развитие молочного животноводства, чтобы обеспечить страну местной продукцией и дать достаточно сырья для производства сыров. Необходимо также развивать и рыболовную отрасль, стимулируя ее работать на внутренний рынок. Хотя в Германии и Франции пройдут выборы (парламентские и президентские). Если к власти придут более лояльно настроенные политики, то, возможно, что ограничения постепенно будут сняты. Но вряд ли этого стоит ждать в ближайший год-полтора. А, следовательно, потери от санкций стоит закладывать в бюджет. Тем более, что по разным оценкам они приводят к потерям 40 – 75 млрд долларов».

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру