Эксперт оценил шансы России в торговой войне с США

Введение ответных пошлин компенсирует лишь шестую часть наших потерь

Планы правительства ввести пошлины на импортные товары из США в ответ на аналогичные действия Белого дома в отношении стали и алюминия из России обрастают новыми подробностями. Министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что под ужесточение таможенных условий попадет строительно-дорожная техника из Штатов, а начальный объем контрмер составит $93 млн.

Введение ответных пошлин компенсирует лишь шестую часть наших потерь

Эта сумма почти в 6 раз меньше того ущерба, который понесла Россия из-за американских ограничений на свой экспорт металлов. Под пошлины попадут и другие заокеанские товары, имеющие аналоги на российском или других рынках: полный список позиций пока разрабатывает ведомство Орешкина. Единственная категория, которая точно избежит введения пошлин, — это лекарства.

По каким же отраслям может нанести свой ответный удар в начавшейся «войне пошлин» Россия? По данным Федеральной таможенной службы, в структуре американского импорта в Россию машиностроительная продукция занимает наибольший объем. С западного полушария к нам поступают легковые машины, грузовики, автобусы, гражданские самолеты и другое оборудование для многих отраслей промышленности. В 2017 году РФ закупила в США бульдозеры, грейдеры, экскаваторы, дорожные катки на сумму $104 млн плюс комплектующие для них. По оценкам американского министерства торговли, импорт из США занимает шестую часть всего внутреннего дорожно-строительного рынка России — $270 млн из $1,7 млрд. В целом по объему импорта Штаты занимают 3-е место среди внешнеторговых партнеров России, 10-е место — по объемам экспорта и 6-е место — по общему товарообороту. К слову, наш ключевой торговый партнер — Китай. Активнее, чем с Америкой, РФ торгует также с Германией, Нидерландами, Турцией и Италией.

Россия продает США в основном металлы и изделия из них. Например, только одни черные металлы (к ним относится сталь) занимают 15% доли в общем экспорте, еще 18% приходится на алюминий и изделия из него. В денежном выражении сталь РФ продает на сумму $1,51 млрд в год и алюминий — на $1,65 млрд. Именно на ввоз стали и алюминия американский президент Дональд Трамп в марте текущего года объявил о вводе заградительных экспортных пошлин — 25% и 10% соответственно. Причем Россия стала не единственной страной-экспортером, которая попала под американские ограничения: она разделила эту участь с Индией, Турцией, государствами Евросоюза. Беспошлинные условия по металлам Америка оставила лишь для Канады и Мексики. Трамп аргументировал свое решение защитой внутреннего рынка от экспорта и мерами «национальной безопасности»: якобы от импортной стали зависит производство оборонной промышленности. В ответ на действия США Россия заявила о введении «балансирующих мер» и уведомила о своем решении Всемирную торговую организацию. По правилам ВТО вводящая защитные меры страна должна договориться о компенсации эффекта со страной, торговые интересы которой затронуты, однако от Вашингтона соответствующих предложений не поступило.

«Россия как внешний торговый партнер для США играет меньшую роль, чем они для нас. Из-за своей слабой экономики РФ в борьбе санкций и пошлин проигрывает Америке и несет больший ущерб, — считает профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. — Впрочем, объем российско-американской торговли не так уж велик: порядка $20 млрд в год (для сравнения: товарооборот США с Китаем составляет $530 млрд). Поэтому Минэкономразвития так долго работает над составлением того небольшого списка товаров, на которые мы поднимем пошлины».

По словам эксперта, если американцы не станут нам поставлять дорожно-строительную технику в результате повышения пошлин, замену ей можно будет найти на рынках Японии и Южной Кореи. Правда, отечественная строительная отрасль от таких перемен может быть не в восторге: компании привыкли к определенной технике, и переход на другую может быть болезненным. То же касается и ряда других отраслей, которые станут жертвами «войны пошлин».

«Есть позиции, по которым американским производителям трудно найти замену. Например, самолеты Boing. Если наши компании не будут закупать иностранную технику, то их конкурентоспособность снизится, вырастут цены на топливо. Мы живем в глобальной экономике, где торговые связи отработаны и колоссальны. Когда произошла трагедия на Фукусиме, чуть не остановились автомобильные заводы в Германии, потому что комплектующие поставлялись из Японии. Наша страна зависит от иностранного импорта, и говорить, что Россия самодостаточная и может производить все, — это абсурд. Нужно искать компромиссы и договариваться, как делают все развитые страны», — заключил наш собеседник.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру