Сенаторы и депутаты усомнились в целесообразности продажи Сбербанка правительству

Парламентарии заподозрили ЦБ в конфликте интересов

Совет Федерации одобрил пакет законов о приобретении правительством контролирующего пакета акций Сбербанка у Центробанка. В результате сделки регулятор получит из Фонда национального благосостояния около 2,5 трлн рублей (точная сумма будет установлена по средневзвешенной цене актива за месяц до сделки), из которых большую часть вернет в бюджет страны, а 500 млрд рублей оставит себе. Деньги от продажи крупнейшего банка пойдут на финансирование социально-значимых проектов, в частности, увеличения материнского капитала, пособий за детей и других. Однако сама схема сделки и ее целесообразность вызывает вопросы. Номинально после продажи бюджет получит крупный источник дохода, не связанный с торговлей энергоносителями. Но фактически государство продает актив самому себе, а прибыль создается искусственно. На заседании в Совфеде ряд сенаторов усомнились в том, что такая логика имеет практический смысл.

Парламентарии заподозрили ЦБ в конфликте интересов

К моменту рассмотрения верхней палатой парламента законопроекта о продаже 50% плюс одной акции Сбербанка схема сделки была существенно переработана. Изначально предполагалось, что правительство купит актив по средневзвешенной цене акций за 6 месяцев до самой сделки. Речь шла о сумме 2,5 трлн рублей. Из них 700 млрд рублей должно было остаться в распоряжении ЦБ, а остальные деньги перечислены в бюджет в несколько траншей в течение трех лет в соответствии с графиком платежей. В итоговой версии закона параметры сделки поменялись. Конечная цена выкупа будет установлена по котировкам за последний месяц до сделки. График перечисления средств из документа исключили, а также изменили сумму, которую оставит себе Центробанк. Вместо 700 млрд рублей ЦБ получит 300 млрд рублей прибыли и еще 200 млрд в виде «переменного платежа» как компенсации регулятору за убытки из-за санации банков.

То есть речь идет об огромных суммах, но в основе сделки лежит покупка актива правительством у самого себя. В чем смысл такого перекладывания средств из одной государственной кубышки в другую? Как говорится, дьявол кроется в деталях.

Де-юре Центробанк не относится ни к одной ветви власти, являясь независимым органом. Однако его деятельность финансируется государством, регулируется федеральными законами и подзаконными актами государства и, по сути, ЦБ — это часть финансовой системы государства. Компетенции Банка России устанавливает в первую очередь Конституция РФ. В соответствие с ее 75-й статьей основной функцией ЦБ является защита и обеспечение устойчивости рубля. Однако помимо этого у Центробанка много других ролей. Формируя кредитно-денежную политику как инструмента поддержания платежеспособности рубля и сдерживания инфляции, ЦБ выполняет функцию регулятора банков, а также страховых и микрофинансовых организаций. В федеральном законе о Центробанке прописано, что регулятор должен быть непредвзятым, а посему не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций. Для Сбербанка сделано исключение. Собственно, это и было главным аргументом тех, кто поддерживает продажу банка правительству. Мол, перестав быть акционером Сбера, ЦБ станет по-настоящему беспристрастным надзирателем банковской сферы.

Но почему тогда Центробанк не избавился от акций раньше? Регулятор мог бы передать банк правительству просто так. Или выставить на свободную продажу акции…

Вероятно, ждали подходящего момента и вырабатывали выгодную схему. В итоге ЦБ получит прибыль в полтриллиона. И эти деньги очень нужны регулятору. За два последние года Центробанк терпел убытки по 435 млрд каждый год, потому что нес издержки из-за санации банков, которые отчасти покроет продажа акций Сбера. То есть финансовые проблемы Центробанка решит государство, заплатив за актив. Возникает вопрос: зачем это государству? Перечисление 2 трлн рублей от ЦБ сформирует в бюджете большой источник ненефтегазовых доходов. Таким образом зависимость казны от цен на нефть снизится. Но опять же лишь формально.

Продажа Центробанком акций банка правительству не стыкуется и с федеральным законом РФ «О Центральном Банке России». По нему уставной капитал и иное имущество ЦБ являются федеральной собственностью. Получается, что регулятор продает актив тому, кому он и так уже принадлежит.

Рассмотрению в Совете Федерации предшествовали слушания в Госдуме. В многоголосье одобрения сделки слышались голоса критиков. За законопроект не голосовала, например, фракция КПРФ. Выступающая на втором чтении депутат Вера Ганзя назвала эту сделку «аферой века». Она заявил: «Получается, что мы из одного кармана переложили в другой карман, по пути потеряв 500 млрд рублей». С критикой сделки выступал и член партии ЛДПР депутат Сергей Катасонов. По его мнению, в деятельности ЦБ есть признаки конфликта интересов.

С критикой и вопросами уже на рассмотрении в Совете Федерации выступили сенаторы Сергей Лисовский и Сергей Калашников. Парламентарии поставили вопрос об изменении функций Центробанка и введении в его основные цели не только обеспечение устойчивости рубля и сдерживание инфляции, но и развитие экономики. «Банк России де-юре не является органом власти, но де-факто может применять меры государственного принуждения», — отметил Лисовский. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко поручила профильному комитету рассмотреть предложения об изменении роли ЦБ.

Однако ответов пока не дано. Вместо этого в ЦБ предложили перенести на полгода сроки перечисления в бюджет доходов от продажи Сбербанка «в связи с волатильностью рынка». В самом Сбере такой маневр тоже не совсем поняли. Тем не менее бюджет деньги на реализацию мер социальной поддержки из Послания Владимира Путина увидит не скоро.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28217 от 16 марта 2020

Заголовок в газете: Из одного кармана в другой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру