Авикомпании решили разорить застрявших за границей россиян

Туристы тратят десятки тысяч рублей, чтобы вернуться на родину

С 23 марта Россия из-за пандемии ограничила авиасообщение со всеми странами. Исключение сделали для рейсов из Москвы в столицы некоторых государств, а также для чартеров, вывозящих россиян. Приобретенные ранее билеты оказались недействительны, а стоимость новых выросла до 70 тыс. руб. Из-за карантина страдают не только туристы, но и авиаперевозчики. Эксперты убеждены: избежать волны банкротств не удастся.

Туристы тратят десятки тысяч рублей, чтобы вернуться на родину

Из-за закрытия сообщения российские туристы не могут вернуться в Россию. Путешественникам приходится втридорога покупать билеты, которые разлетаются за считаные минуты.

Туристка из Москвы Евгения Шляхина вернулась из Шри-Ланки в РФ 22 марта. Еще до начала отпуска она приобрела обратные билеты из Коломбо в Москву с пересадкой в аэропорту Абу-Даби. За 4 часа до вылета в мобильном приложении перевозчик уведомил об отмене рейса, так как сообщение между Россией и ОАЭ было ограничено. «Поняв, что помощи от представителей власти ждать придется долго, мне пришлось купить билет на прямой рейс Коломбо—Москва в экономкласс за 50 тыс. рублей. И такая сумма не предел. Тем, кто не успел приобрести перелет за такую сумму, пришлось заплатить 70 тыс.», — рассказывает «МК» Евгения.

По мнению путешественницы, российский авиаперевозчик специально завышает цены, пользуясь безвыходным положением туристов. Билеты приобретались через популярный сервис бронирования. «Пробовала оформить возврат несколько раз, но портал выдает системную ошибку», — говорит она.

Самостоятельным путешественникам стоит решить вопросы с авиакомпаниями и отелями путем написания претензий, так как коронавирус является глобальным форс-мажором. «Перевозчик обязан прислать уведомление об отмене рейса: если не дождаться его и попробовать вернуть деньги раньше, то компания воспримет это желание как добровольное и существенно снизит сумму возврата, так как в этом случае они не обязаны ничего компенсировать», — говорит эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.

Что касается граждан, которые были вынуждены приобретать новые билеты по завышенным ценам, то здесь рассчитывать на какие-либо компенсации не стоит. Билеты на прямые рейсы, купленные в последний момент, всегда стоят дорого.

Перевозчики уже пересмотрели тарифные сетки: цены существенно повысились и будут расти дальше, считает адвокат, управляющий партнер юридической компании AVG Legal Алексей Гавришев. «Такое подорожание придется наблюдать до тех пор, пока ФАС России не предпримет в отношении компаний санкции», — убежден он.

Добавим, что подорожание связано не только с вирусом, но и с очередной девальвацией рубля. «Портовые сборы и сервисы в зарубежных аэропортах зафиксированы в долларах и евро, которые в переводе на рубли стали дороже для российских перевозчиков. В таких условиях компаниям приходится увеличивать цены», — отмечает эксперт компании XCritical Ян Арт.

Росавиация признает высокую вероятность банкротств авиаперевозчиков. Только из-за прекращения рейсов в Китай они потеряли около 2 млрд руб. В случае полного закрытия внешних направлений до осени, по оценкам экспертов отрасли, авиакомпании потеряют от 200 до 360 млрд руб. «Вариант полного отказа от международных рейсов вполне возможен в ближайшей перспективе, поскольку карантин имеет смысл при максимальном закрытии возможных каналов поступления вируса извне», — подчеркивает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.

На что же надеяться авиакомпаниям? Напомним, 21 марта Минэкономразвития внесло в правительство проект постановления об урегулировании убытков авиаперевозчиков и туроператоров. Конкретные меры и суммы пока обсуждаются. В частности, авиакомпаниям будет дана возможность отсрочки по уплате налогов. Однако эксперты убеждены: в условиях существенного снижения выручки, при сохранении основных постоянных расходов, данная мера не предотвратит массовых банкротств. А если они случатся, то вполне возможна ситуация, что после снятия карантина летать будет некому и не на чем.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28224 от 24 марта 2020

Заголовок в газете: Билет в один конец

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру