Обеды россиян на работе показали их бедность

Больше половины опрошенных приносят еду из дома

Каким образом вы обычно питаетесь в ваш обеденный перерыв на работе? Ладно, можете не отвечать — дело личное. Предлагаем просто сравнить собственный возможный ответ с картиной, которая получается в целом по стране, если провести соответствующий опрос. Известный исследовательский рекрутинговый портал провел социологическое исследование на данную тему. Репрезентативность, то есть представительность результатов опроса, можно признать высокой. Опрос проводился в феврале-апреле 2021 года. Всего было охвачено 414 населенных пунктов, отвечали 2000 респондентов, представляющих экономически активное население России, старше 18 лет. Что еще важно: отвечали на вопросы те, кто работает на территории работодателя. То есть работающие дома и, соответственно, обедающие дома, конечно, не учитывались.

Больше половины опрошенных приносят еду из дома

Итак, на вопрос «каким образом вы обычно питаетесь в ваш обеденный перерыв на работе?» 58% опрошенных ответили, что они приносят еду из дома. Еще 17% сказали, что обедают в столовой организации или им на работе готовит повар, а 10% сообщили, что обедают в столовых–кафе–ресторанах. Соответственно в 2018 году 51% опрошенных говорили, что приносят еду из дома, 19% — обедают в столовой организации, а 15% — обедают в столовых–кафе–ресторанах. Были еще другие варианты ответа, но они практически не изменились: в 2021 году 8% опрошенных сказали, что ходят обедать домой (в 2018 году таких было 9%); и в 2021 году, и в 2018 году только 1% опрошенных заказывали еду с доставкой в офис. Был еще вариант ответа: «Другое» — в 2021 году 2%, в 2018 году 3%. Интересный вариант: «Затрудняюсь ответить» — в 2021 году 4%, в 2018 году 2%. Вот это как? Люди не знают, где они обычно обедают, если затрудняются ответить? Ну да ладно. Не это самое интересное в результатах опроса.

Все-таки самый интересный и важный вариант ответа: «Я приношу еду из дома». Женщин среди ответивших таким образом было больше — 70%, среди мужчин — 46%. Что касается распределения ответов по возрастам, то тут картина сильно не меняется. Казалось бы, люди старшего поколения должны в большей степени ориентироваться на домашнюю еду, однако среди тех, кому 45 лет и старше, таких 60%, а вот среди тех, кому до 24 лет, — 63%. Ну а среди тех, кому от 25 до 44 лет, таковых 57%.

Почему складывается подобная картина? К сожалению, респондентам не задавался вопрос «почему вы приносите еду из дома?» Ведь это-то и есть самое интересное. Вариантов ответа на данный вопрос могло быть несколько: 1) так дешевле; 2) безопаснее, все-таки пандемия; 3) можно побыстрее пообедать; 4) вкуснее и надежнее, чем в общепите. Вполне вероятно, что кто-нибудь приносит еду из дома по нескольким причинам: к примеру, так и экономнее, и быстрее, и вкуснее.

И все-таки полученные результаты исследования дают информацию о том, что заставляет россиян обедать на рабочем месте. По результатам опроса больше всех приносят еду из дома те, кто имеет ежемесячный доход до 30 тыс. рублей, — 70% опрошенных. А вот среди тех, кто зарабатывает от 80 тыс. рублей в месяц и больше, приносят еду из дома только 43% опрошенных.

Получается, вот она, главная причина, почему люди обедают на рабочем месте, — экономия заставляет. Это достаточно нетрадиционное доказательство того, что проблема бедности в стране остается актуальной. Напомню, что еще в президентском Послании Федеральному собранию 2003 года была поставлена задача решить проблему бедности в стране. И вот с тех пор мы все решаем-решаем-решаем эту задачу. И никак не можем решить. Дорешались до того, что в 2020 году передвинули достижение национальной цели сократить уровень бедности в 2 раза по сравнению с 2017 годом с 2024-го на 2030 год. Еще раз обратите внимание на временной интервал: в 2003 году задача была поставлена, а к 2030 году мы только надеемся частично решить ее. Не великоват ли срок будет для частичного достижения цели — 27 лет?

Вот ведь какая история получается. Можно скрупулезно анализировать показатели, характеризующие уровень жизни, а можно просто обратить внимание на то, сколько у нас людей приносит еду из дома, чтобы пообедать на работе, и выяснить, почему они это делают. Картина и в том, и в другом случае получается одинаковая: богатая страна и бедное население. Ну есть, конечно, у нас и богатые люди, и люди среднего достатка. Однако, безусловно, с теми триллионами нефтедолларов, которые страна получила от экспорта нефти в ХХI веке, проблемы бедности в нашей стране давно уже не должно было существовать. А она существует, еще как существует! Вон, среди национальных целей фигурирует.

Ну а что с обедами за рубежом? На этот счет проводило исследование Общество профессиональных физиотерапевтов (CSP — Chartered Society of Physiotherapy) в Великобритании. Оно опросило более 2000 человек о том, что они делают в обед на работе. Среди опрошенных 20% заявили, что не берут обеденный перерыв. Они продолжают работать в обеденный час. Половина людей берут перерыв, но едят за своим столом, пока просматривают странички в Интернете, отвечают на электронные письма или сидят в соцсетях. К сожалению, здесь нет важной для нас уточняющей информации, была ли это еда, принесенная из дома. Каждый пятый человек покидал рабочее место на обед, чтобы сходить за покупками в магазин или подышать воздухом, а 3% ходят в спортзал (вот это круто — вместо обеда!).

Глобальная международная страховая компания Bupa проводила схожее исследование, согласно которому почти треть сотрудников (31%) признали, что они обычно едят за своим рабочим столом. Увы, зарубежные исследователи опять не уточнили, была ли это еда из дома.

Интересно получается: и у нас, и в той же Великобритании значительная часть работников обедают на рабочем месте, но только у нас люди делают это прежде всего из-за экономии денег, а там, судя по всему, — из экономии времени. Ну вот вам и отличие между нами и ими.

Приятного всем нам аппетита, будь то на рабочем месте или где-то еще!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28556 от 10 июня 2021

Заголовок в газете: За чей счет обед

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру