ЦБ призвал банки раскрывать стоимость всех включенных в кредит услуг

Регулятор хочет положить конец искусственному навязыванию платных обязательств заемщикам

Банк России предложил кредитным и микрофинансовым организациям расширить понятие полной стоимости кредита (ПСК), включив в него любые платные услуги, связанные с ссудой. Об этом заявил начальник управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Алексей Чирков. Только рассчитанная таким образом ПСК будет объективно отражать все расходы заемщика.

Регулятор хочет положить конец искусственному навязыванию платных обязательств заемщикам

Ольга Н., 48-летняя москвичка, работающая в бухгалтерии небольшой строительной компании, купила в кредит стиральную машину. Когда оформляла договор в магазине, у нее не было времени изучить его подробно и она, поверив словам менеджера, подписала его, уточнив только итоговый процент по кредиту, который ей придется выплатить. Вечером того же дня, проштудировав документы дома в спокойной обстановке, она узнала, что параллельно оформила страховку не только на саму стиральную машинку, но и на дополнительное медицинское обслуживание. В числе оплаченных опций оказались консультации юриста, налогового специалиста и терапевта.

«Мы проводили контрольную закупку в ряде крупных банков, и я могу подтвердить, что в кредит зачастую включается не просто один какой-то вид страхования, а все варианты страхования, которые только возможны — это и страхование жизни, и дополнительное медицинское страхование, туда накручиваются достаточно большие суммы, которые достигают до 2% от итоговой стоимости кредита», - рассказывает Игорь Костиков, председатель совета общественной организации «Финпотребсоюз».

Если говорить о вариантах навязывания дополнительных услуг, то их огромное количество. Можно сказать, что все ограничивается только фантазией отдельно взятого кредитора. «Например, в автокредитовании популярна реализация разнообразных комплексных услуг, так называемых карт автовладельца, - рассказывает Дмитрий Сысоев, аналитик банковского сектора и рынка микрофинансовых организаций Brobank.ru - Их стоимость может составлять от 40 до 100 тыс. рублей. Популярен схожий подход и в POS-кредитовании (на месте покупки в магазине). Например, дополнительная гарантия на бытовую технику от магазина, без которой получить займ проблематично, по крайней мере, по заверениям менеджера».

Нельзя также исключать факты реализации собственных продуктов банками. Если говорить непосредственно о кредите, то к нему могут выпускаться пластиковые карты, в том числе с платным обслуживанием якобы для большей простоты погашения долга.

Между тем в России есть действующий закон, гласящий, что ПСК нужно обязательно озвучивать клиенту при заключении договора кредитования. Почему он не работает?

«Вся хитрость в том, что дополнительные платные опции и услуги, не включаемые в ПСК, формально являются для заемщика «необязательными» и «добровольными», - объясняет президент Межотраслевой ассоциации саморегулируемых организаций «Синергия» Александра Белоус. - То есть банк предлагает клиенту как бы по своей воле снизить проценты по ежемесячному платежу при условии, что клиент обязательно снизит риски банка, застраховав жизнь и здоровье, риски потери работы, риски повреждения или уничтожения имущества, находящегося в залоге у банка».

Долгое время власти закрывали глаза на подобную ситуацию, поскольку закон формально не нарушался. Все делалось как бы по обоюдному согласию. Хотя и понятно, что банки откровенно наживались на заемщиках, пользуясь преимуществами своего положения.

Но теперь, когда долговая нагрузка на работающих россиян достигла исторических максимумов, а число банкротств физических лиц более чем вдвое превысило прошлогодний показатель, мириться с такой ситуацией дальше стало затруднительно без ущерба для имиджа и авторитета денежных властей. «На фоне резкого роста доходов и капитализации крупнейших банков происходит столь же стремительное разорение множества рядовых граждан. А это уже чревато ростом социальной напряженности, поэтому банкиров и решили слегка приструнить», - считает Александра Белоус.

По мнению Василия Солодкова, директор Банковского института НИУ ВШЭ, инициатива Банка России укладывается в общую стратегию регулятора по формированию прозрачного и понятного для потребителей финансового рынка. Банк России обеспокоен ростом просроченной задолженности населения. Регулятор пытается сделать более понятными условия договора, который клиент заключают при кредитовании, чтобы люди видели - за что и сколько они платят, чтобы они смогли адекватно оценивать свои силы по выплате обязательств.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28643 от 12 октября 2021

Заголовок в газете: Кредиты от лукавого

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру