Участники КЭФ-2023 обсудили судьбу Байкала и будущее внутреннего туризма

В среду, 1 марта, стартовал Красноярский экономический форум – 2023 «Время Сибири». В первый день в рамках форума прошел круглый стол «Туризм как драйвер развития региональной экономики». Туризм – одна из самых многогранных отраслей экономики. Ее развитие неизбежно влечет за собой развитие транспорта, инфраструктуры и благосостояния региона в целом.

Участники КЭФ-2023 обсудили судьбу Байкала и будущее внутреннего туризма

Подсчитано, что инвестированный в туризм России 1 рубль сегодня приносит более 1,5 рубля в других отраслях. На сессии представители государственных органов, а также крупного и среднего бизнеса обсудили главные проблемы и векторы развития туризма в регионах Сибири.

Будущее за локальным туризмом

Важную проблему доступности внутренних путешествий поднял директор проектов КБ «Стрелка» Алексей Арушанян. «На текущий момент среди взрослого населения путешествуют 54 млн жителей. При этом 76% – это люди с доходами не больше 75 тыс. рублей в месяц. Но это та группа, которая генерирует примерно 40% доходов туризма. У них основной запрос сводится к тому, что путешествия по России на текущий момент очень дорогие, а количество сервиса не соответствует стоимости», – сообщил спикер.

Согласно проведенному КБ «Стрелка» исследованию, сегодня на билеты и перемещение у российского внутреннего туриста уходит свыше половины всего бюджета на путешествие. «Отдельно проводили соцопрос среди тех, кто не путешествует, – на текущий момент это 65 млн жителей России. Как вы видите, большая часть из них – 33% – не путешествует из-за финансовых возможностей. Можно сделать вывод, что на текущий момент больше половины бюджета поездки занимает логистика, больше четверти занимает стоимость проживания и совсем небольшая часть приходится на расходы внутри региона», – подчеркнул Арушанян.

Эксперт заключил, что развитие локальных туристических локаций поспособствует снижению расходов на транспорт. А это в результате привлечет внимание большего количества людей и увеличит популярность новых пространств внутри страны.

Туризм ждет нормативных определений

Ирина Маканова, директор департамента ООПТ Министерства природы Российской Федерации, отметила, что 13% нашей страны составляют более 250 особо охраняемых природных территорий федерального значения. При этом на сегодняшний день в российском законодательстве нет обозначения отдельных видов туризма.

«У нас на сегодняшний момент, к сожалению, в законодательстве о туристической деятельности не отражены и не определены отдельные виды туризма, в том числе экологический туризм, чье нормативное определение нам просто жизненно необходимо в нашей отрасли. В нормативных актах с изменениями законодательства об особо охраняемых природных территориях, которые мы подготовили, мы пошли по пути дачи определения туризма на ООПТ», – отметила Ирина Маканова.

Предложенные нормативы будут включать в себя законодательное определение всех видов туризма в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения в стране. Также, по мнению Ирины Макановой, развитие туризма в России повлечет за собой более качественную природоохранную деятельность на территории ООПТ.

«Важно, чтобы наш турист и наш инвестор смог бы, максимально выполняя природоохранные мероприятия, дать новый импульс развитию этой территории. В том числе с точки зрения антропогенной и рекреационной нагрузки», – резюмировала директор департамента ООПТ Министерства природы Российской Федерации.

Фото: kef2023.ru

Судьба экологии Байкала

Экологический туризм, как правило, связывают с посещением природных достопримечательностей, но это не совсем корректно. Иногда, стремясь к экологии, туристы, наоборот, создают дополнительные проблемы. Директор по устойчивому развитию Эн+ Антон Бутманов сообщил, что большая часть многомиллионного туристического потока на крупнейшее в мире пресноводное озеро Байкал – это так называемый дикий туризм – люди приезжают на озеро самостоятельно, неорганизованно и в результате оставляют на Байкале горы мусора, который негативно влияет на всю экосистему региона.

«Вся проблема в туристической инфраструктуре, ни для кого не секрет, что она старая, поэтому мы в Эн+, чтобы подтянуть общий уровень, создаем и развиваем в регионе современные туристические объекты международного уровня. Кроме того, в регионе работают наши собственные экологические проекты, направленные на борьбу с основным последствием дикого туризма – мусором. С 2011 года реализуется большая волонтерская программа 360, в рамках которой волонтеры убирают мусор, восстанавливают экологические тропы, но мы все равно видим, что мусора становится больше и больше с каждым годом», – отметил Антон Бутманов.

Эксперт подчеркнул, что регион сегодня особенно остро нуждается в современной системе переработки мусора. Также серьезной проблемой Байкала является загрязнение озера микропластиком из притоков и стоковых вод. «Для эффективного решения актуальных проблем Эн+ сотрудничает с Туризм.РФ для реализации крупных туристических проектов, в том числе на Байкальском тракте. Сейчас выделяется субсидия на строительство централизованного канализационного коллектора», – добавил Бутманов.

Спикер предложил ввести в России новые стандарты для Байкальской природной территории в сфере туризма, а также организовать постоянный мониторинг туристической нагрузки. Кроме того, Бутманов убежден в необходимости ввести тотальный запрет на использование одноразового пластика. На сегодняшний день представители крупного и среднего бизнеса сформировали инициативу «Байкал без пластика», чтобы вместе координировать усилия по восстановлению экосистемы самого большого пресноводного озера в мире.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру