Прогноз на год от “МК”

Чего ждать в следующие 12 месяцев предприятиям разных отраслей

Чего ждать в следующие 12 месяцев предприятиям разных отраслей
Итоги ушедшего года подведены. В результате он оказался не таким страшным, как представлялся в прошлом январе. Экономика устояла, пусть многие сектора и продемонстрировали сокращение. Сейчас самое время прикинуть, чего ждать от наступившего года отечественной экономике, а значит, и всем нам, занятым в этих сферах хозяйства. Ведь в конце концов и наши зарплаты будут зависеть от того, как будут обстоять дела в компаниях.  

Сельское хозяйство и пищепром. Одна из немногих отраслей, которая продолжит активно развиваться. Частично это связано с продолжением господдержки, частично — с общей ситуацией. Упор будет сделан на строительстве производственной инфраструктуры АПК, в первую очередь элеваторов, производстве кормов и т.д. В животноводстве хороших результатов по-прежнему можно ждать по птицеводству (в том числе и по яйцам) и свиноводству. Ситуация с крупным рогатым скотом и производством молока не изменится. Цены будут расти, превышая инфляцию, но пиковых обострений удастся избежать.  

Строительство. Планы по вводу 73 млн. кв. метров жилья, как предписывала стратегия развития до 2020 года, провалились. В 2009-м, по итогам года, эта цифра не поднимется выше 53 млн. А в следующем году будет еще меньше. Строительство — это такая отрасль, где с низкого старта высокие планки не перепрыгнешь. Оно требует предварительных, очень мощных заделов в виде землеотводов, проектов, экспертиз, подготовки инфраструктуры и т.д. Ни по одному из этих направлений в текущем году компании не проявляли активности, что означает: даже при самой благоприятной конъюнктуре 2010-й станет лишь подготовительным годом. Впрочем, и это вряд ли случится.  

Машиностроение, автопром, металлургия. Увы, и здесь ничего прорывного ждать не стоит. Меры правительства по стимуляции спроса на легковые автомобили позволят удержать автопром от дальнейшего падения. “АвтоВАЗ”, даже если “Рено” вложится в него по полной, в следующем году вряд ли запустит в производство хоть одну новую модель. Группа “ГАЗ”, входящая в империю Олега Дерипаски, тоже проведет 2010-й в разборах финансовых завалов и задолженностей. Единственное место в автопроме, где ситуация может измениться к лучшему, — это КамАЗ. Да и то в большей степени за счет госзакупок. В тяжелом машиностроении и металлургии ситуация более благополучная. Но за счет заказа от государства и госкомпаний.  

Легкая промышленность, в том числе и швейно-обувная, демонстрирует сейчас достаточно значительный рост. Но он обусловлен изначально вытеснением подорожавшего вследствие девальвации рубля импорта. А во-вторых, этот рост фиксируется на фоне “низкой базы”. То есть дна, на которое предприятия упали в начале острой фазы кризиса. Вряд ли предприятия смогут достичь докризисного уровня, но хуже, чем сейчас, ситуация быть не должна.  

Финансовый сектор закончил год без явных провалов. Здесь явно сыграла свою роль господдержка банков. Самочувствие банкиров во многом будет зависеть от того, насколько дисциплинированно заемщики продолжат погашать свои кредиты. Здесь речь идет не только о физических лицах, но и о компаниях. Многим из них кредиты в 2009-м реструктурировали, но в нынешнем долги надо будет отдавать. Есть ожидание того, что наученные собственными ошибками российские банки не будут испытывать катастрофических проблем. Более того, розничное кредитование должно даже прибавить процентов 10—15 по сравнению с прошедшим годом.  

В общем, будем жить. А уж как — время покажет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру