Мечты сбываются — и не сбываются

В 2010-м россияне будут больше учиться и путешествовать

В 2010-м россияне будут больше учиться и путешествовать
Похоже, что набор желаний соотечественников хорошо характеризует фраза: “авто, мото, вело, фото, а еще мне петь охота”. Однако, как выяснили специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в наступившем году у россиян проснулся исследовательский интерес. Гораздо большее количество граждан хотят потратить деньги на обучение и туризм. А вот количество потенциальных дачников — желающих потратить свои “кровные” на земельный участок и загородный дом, напротив, упало.  

Опрос на предмет потребительских предпочтений россиян ВЦИОМ проводит ежегодно. Лидер рейтинга, как несложно догадаться, зависит от многих факторов, но прежде всего — экономической ситуации и, как следствие, доходов граждан. Интересно, что в кризисный 2010-й (а в том, что он кризисный, сомневаться не приходится — его объявило таким даже наше собственное правительство, продлив действие антикризисных мер) на первом месте оказалось обустройство жилища. 22% россиян собираются в этом году сделать ремонт в квартире. “Серебро” совпало с прошлогодними показателями — 13% наших сограждан намерены совершить туристическую поездку (правда, в 2009-м ее планировали 9% опрошенных). Замыкает тройку лидеров плата за обучение. 10% россиян предполагают расстаться с денежкой ради того, чтобы начать или продолжить грызть гранит науки. По 6% от опрошенных досталось мобильным телефонам, видеокамере или цифровому фотоаппарату. Желающих приобрести компьютер или предметы мебели оказалось по 5%. По 4% отдали дань предметам роскоши, домашним кинотеатрам, спортивным тренажерам, гаражам и абонементам в фитнес-клуб. В одном ряду оказались стиральная и посудомоечная машины, холодильник, плита для приготовления пищи, квартира или дом, доля в строящемся доме и… полис добровольного медицинского страхования — по 3% опрошенных на каждую единицу. По 2% досталось телевизорам, аудио- и видеотехнике, земельному участку и даче. В аутсайдерах — покупка акций или пая в инвестиционном фонде — всего по 1%.  

Мечтать, как говорится, не вредно. Аналитики ВЦИОМ отмечают, что не все запланированное соотечественниками удалось воплотить в жизнь. Так, лидер “сбычи мечт” — ремонт в квартире. Его сделали 13%. На втором месте приобретение мобильного телефона — 9%. Несколько меньше наших сограждан смогли оплатить в 2009 году обучение — 6%. Купивших компьютер, стиральную машину, цветной телевизор — по 5% на каждую единицу техники. А вот счастливыми обладателями предметов роскоши, мебельного гарнитура, туристической путевки, видеокамеры или цифрового фотоаппарата стали по 4% респондентов. Далее следуют такие приобретения, как холодильник, аудио- и видеотехника, — по 3%, электрическая, газовая плита или посудомоечная машина, домашний кинотеатр, спортивный тренажер — по 2%. В меньшинстве — россияне, которые смогли позволить себе в прошлом году покупку абонемента в фитнес-клуб, полис добровольного медицинского страхования. Акции, пай в инвестиционном фонде, а также недвижимость — квартира или дом, доля в строящемся доме, дача, земельный участок и гараж — приобрели по 1% опрошенных.

Испытание кризисом

Исследуют планы на будущее и “подбивают” потраченные россиянами бабки не только отечественные социологи, но и иностранные аналитики. И вынуждены признать, что российские олигархи да и просто богатые граждане, известные своей страстью к брендовым вещам, явно умерили свои аппетиты. Как уверяют эксперты, сказался не только сам кризис, но и неуверенность в завтрашнем дне. Так или иначе, но продажи наиболее крупных брендов в России упали на целых 20—25%.  

Как пишет Financial Times, на протяжении двух последних десятилетий для россиян не существовало слишком роскошных автомобилей, слишком много драгоценностей и т.д. К примеру, относительно высокий уровень потребления в нашей стране, который в пиковом 2008 году составил 48% ВВП, был обеспечен преимущественно товарами класса люкс. Что не преминули взять на заметку их производители. Так, владельцы Porsche отмечают, что в 2008-м продали в Россию больше автомобилей, чем в США. Продавалось все — начиная от коллекционных вин и мобильных телефонов, инкрустированных бриллиантами, и заканчивая особняками XVI века и тропическими островами в океане. Теперь роскошь стала одним из тех сегментов, где россияне урезают расходы.  

Исследования потребительских предпочтений наших соотечественников, проведенное Boston Consulting Group (BCG), показывает, что путешествия по выходным и модные аксессуары (два “железных правила” роскошной жизни по-русски) оказались наиболее “слабыми звеньями” трат в кризис. Так, о своих планах сократить расходы на путешествия сообщили BCG 51% опрошенных в прошлом году россиян, а 42% намереваются снизить отчисления на модные аксессуары. При этом 34% россиян (что на 11% больше, чем в 2008 году) сообщили, что собираются сократить расходы на одну и более категории товаров, поясняя, что они будут покупать те же товары более низкого качества или под менее премиальными марками. Однако даже если россияне перестанут ужинать каждую субботу в Париже и будут одеваться, отставая от моды как минимум на два сезона, судя по всему, они будут приятно пахнуть и всегда пребывать в прекрасном настроении. Только 16% наших соотечественников, по данным BCG, собираются сокращать затраты на парфюмерию, и 7% отмечают, что шоколад — это последнее, на чем они будут экономить. А сладкое, как известно, делает людей добрее.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру