Что за комиссия, создатель?

Московская семья отдает в год 3—4 тыс. руб. за то, что платит по счетам

Московская семья отдает в год 3—4 тыс. руб. за то, что платит по счетам
С 1 июня жителям столицы придется платить комиссионный сбор при оплате жилищно-коммунальных услуг через банки и платежные системы. Обидно, когда ты и так приносишь свои деньги, а с тебя просят еще — за то, что принес. “МК” подсчитал, сколько уходит у средней столичной ячейки общества на комиссионное вознаграждение при совершении ежемесячных платежей. И попытался понять, как сэкономить на этой статье расходов.

— Ежемесячно мы оплачиваем в сберкассе счет за коммунальные услуги — 3000 руб. Там же платим за домашний телефон (обычно около 200 рублей в месяц) и за детский садик — 770 рублей. За сотовую связь, кабельное телевидение и Интернет расплачиваемся в платежных терминалах. Два мобильных телефона обходятся нам с женой в месяц примерно в 1000 рублей каждый, — расписывает москвич Павел нехитрые расходы своей семьи. Суммы отскакивают у него от зубов. Но стоит спросить, какую комиссию он отдает за свои платежи, как он сразу теряется. Навскидку мой собеседник вспоминает только, что раньше терминал у дома брал со ста рублей, перечисленных на баланс мобильного телефона, 5 рублей, а теперь — 8. Пришлось посчитать расходы Павла за него, а заодно и за несколько сотен тысяч московских семей. 



Даже если оплачивать мобильник в “дорогих” терминалах, в месячном выражении на комиссии уходит вроде бы немного. Но годовое “итого” будит в душе зверя — жабу. А тут еще и ГУ “Инженерная служба города Москвы” недавно “обрадовало”, что с 1 июня столичные банки начнут взимать комиссию при оплате ЖКУ.  

Напомним, до 2010 года комиссионное вознаграждение банка было включено непосредственно в тарифы ЖКХ. Удерживали ее из тех организаций, которые занимались оказанием услуг. Эта сумма была фиксированной и составляла 1,9%, которые возмещались коммунальщикам из столичного бюджета. Но правительство Москвы решило экономить и субсидии платить с этого года перестало. После чего поставщики услуг перенесли бремя оплаты комиссионного вознаграждения на потребителей.  

Столичное подразделение Сбербанка России решило было в этой связи установить 3%-ную комиссию за подобные действия. Это вызвало большой общественный резонанс. Все-таки Сбербанк несет почти социальную миссию — в разных регионах принимает от 36% до 60% коммунальных платежей, а в Москве зарабатывает на комиссиях по оплате ЖКУ 1,33 млрд. руб. в год, то есть половину от всех своих комиссионных вознаграждений (не считая кредитных). Столичное отделение без конца переносило сроки ввода повышенного вознаграждения за прием коммунальных платежей и в итоге остановилось на 2%. Справедливости ради надо отметить, что на “некоммунальные” платежи банк все-таки ввел заветную комиссию в 3% (при оплате через операциониста). В то же время, если платить за квартиру через банкомат Сбербанка или по длительному поручению (когда со счета ежемесячно списывается определенная сумма), банк заберет 0,5%. Отделения Почты России берут за такие услуги 1,5%.

Взяли за кассу

По данным председателя комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли Бориса Кима, средняя комиссия в российских платежных терминалах составляет 7%: “Где-то могут брать и 10%, а где-то и ничего. Если Интернет и кабельное — там средняя сумма платежа больше и процент меньше”. А ведь еще несколько месяцев назад “умные ящики” брали со своих клиентов в среднем 5% от суммы. Ким напоминает, что недавно вступил в силу закон, по которому все платежные терминалы должны быть оборудованы кассовыми аппаратами — чтобы выдавали клиентам кассовый чек, а не бумажку-квитанцию. В итоге владельцы автоматов пошли двумя путями. Первый — собственно монтаж кассовых аппаратов, второй — договор с банками, чтобы проводить платежи через их счета и на законном основании не устанавливать кассу.  

Поэтому комиссия и выросла: владельцы бизнеса покрывают убытки от покупки и монтажа контрольно-кассового оборудования. Те, кто решил работать с банком, поднимают комиссию за счет появления в цепочке платежа нового звена — банки берут за свои услуги небольшой процент от перевода. Собеседник “МК” считает, что от нововведения не выиграл никто, кроме производителей контрольно-кассовой техники: “Теперь налоговые инспекторы должны следить за 200 тыс. российских терминалов. А мы предлагали взять под фискальный контроль десять процессинговых центров, через которые идут платежи. Тогда бы он шел в онлайн-режиме, и отпала бы необходимость ставить кассовый аппарат в каждый терминал”. К сожалению, законодатели проигнорировали предложения ассоциации, заключает Ким.

Только для клиентов банка

Куда ни пойди — везде придется платить комиссию. Последняя надежда остается на виртуальные платежи. Вице-президент ассоциации региональных банков России Олег Иванов напоминает, что в России выпущено 130 миллионов пластиковых карт, а большая часть банков осуществляет платежи со своего карточного банковского счета. “По нашей информации, все крупнейшие российские банки предоставляют эту услугу бесплатно. Но что получается: человек, имея зарплатную карту, подходит к банкомату, использует его как кассира — снимает деньги. А потом идет по терминалам — хотя банкоматы имеют тот же самый функционал. И совершенно бесплатно”.

Стоит внимательно изучить список поставщиков услуг, которые можно оплачивать через банкомат без комиссии, советует Иванов. “А если у вас платеж нетривиальный и в вашем банкомате его нет, то изучите поле “банк получателя платежа”. Адрес его ближайшего отделения можно отыскать в Интернете и заплатить по счету там”.  

Есть и более хитрые способы экономить на платежах. В кризисной погоне за вкладчиками некоторые банки предлагали потенциальным клиентам открыть счет и настроить его таким образом, чтобы все платежи списывались с него ежемесячно. Сумма поступает в банк в начале месяца, а расходится по получателям в конце. Набежавшие за месяц проценты — приятный бонус для клиента. Затея хоть и сложная, но выгодная — открыв такой счет на определенных условиях, можно было один месяц в год не платить за квартиру — расходы покрывались за счет процентов. Теперь, когда ставки по вкладам упали, это, конечно, не так заманчиво.  

Но банкоматы и интернет-банкинги — тоже не бесплатное удовольствие. Обслуживание карты класса Visa Classic стоит порядка 400—500 рублей в год. Кроме того, банки очень любят привязывать к пластиковой карте ворох услуг, например SMS-оповещение о поступлении и снятии средств. Большинство россиян пользуются этой услугой два раза в месяц — в день аванса и в день зарплаты, а платят за нее около 60 рублей в месяц, или 720 рублей в год. Но стоит отметить, что для активных пользователей карты такая услуга может быть очень полезной — если хакеры спишут со счета деньги, то эсэмэска тут же оповестит о беде.  

Таким образом, если семья, о которой мы говорили в начале статьи, начнет платить по счетам через пластиковые карты, это обойдется ей немногим дешевле, чем через сберкассу и терминалы. Годовое обслуживание двух карт и SMS-оповещение тянет на 2200—2500 рублей в зависимости от выбранного банка. Платежи будут действительно бесплатными, лишь если пользоваться самыми простыми видами карт, за обслуживание которых денег не берут, и на свой страх и риск отказаться от дополнительных услуг. Впрочем, если у гражданина и так уже пластиковая карта (например, по зарплатному проекту), сам бог велел экономить с ее помощью 3—4 тысячи в год, расплачиваясь ею по текущим счетам.  

К сожалению, старшее поколение, которое живет на одну пенсию, ходит платить за квартиру натоптанными дорогами. Не так уж много у нас старушек, которые лихо выстукивают соло на клавишах банкомата и пользуются онлайн-банкингами. Получается, в результате именно на них и заработают банки и терминалы свои комиссионные.  

Хотя как платить за услуги — во многом дело привычки. Недавно один высокопоставленный член банковского сообщества признался автору статьи, что он до сих пор лично ходит в сберкассу, чтобы заплатить за свою немаленькую квартиру. “Коллеги говорят: что вы делаете, у нас же свой банк, мы все сейчас сделаем. А я все равно так не могу — мне надо куда-то пойти и самому заполнить квитанцию”. И, кстати, он не так уж неправ. Несколько лет назад при реорганизации управления теплосетями Москвы одна из коллег автора вынуждена была трижды (!) заплатить за тепло. А все потому, что платила коммунальные платежи через терминалы. Мало того, что при этом в квитанции терминала не расшифровывается, за что именно и сколько было заплачено, — судья, рассматривавшая дело, просто не сочла ее документом. “Что вы мне за бумажку подсовываете?” — обиженно сказала она, рассматривая маленький квадратик с выцветающим буквально на глазах (так как печатается дешевым принтером) текстом.

СПРАВКА "МК"

По оценкам специалистов Национальной ассоциации участников электронной торговли, годовой оборот рынка платежей за коммунальные услуги составляет более 300 млрд. руб.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру