“Приводной ремень” госполитики

В ТПП обсудили проблемы инфраструктуры поддержки МСБ

В ТПП обсудили проблемы инфраструктуры поддержки МСБ
В Торгово-промышленной палате РФ в рамках 10-й Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий прошла дискуссионная площадка “Инфраструктура”. Ее участники — федеральные чиновники и представители регионов — обменялись опытом, обсудили проблемы создания организаций, призванных помочь МСБ, и узнали немало интересного. В частности, МЭР России готовит законопроект, отменяющий налог, которым облагаются госсубсидии на поддержку МСП.  

Как отметил во вступительном слове ведущий дискуссию президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП) Александр Иоффе, задача инфраструктуры как системы заключается в том, что она должна помогать бизнесу получать ответы на интересующие его вопросы. “Качественные консалтинговые услуги сегодня дороги, они не по карману малым предприятиям. Поэтому государство должно дотировать инфраструктуру, поддерживать ее деятельность с тем, чтобы все услуги, которые требуются для малого и среднего бизнеса, были доступны предприятиям, которые не имеют свободных капиталов или значительных средств”, — отметил Иоффе. Он назвал инфраструктуру “приводным ремнем государственной региональной и муниципальной политики в отношении малого и среднего бизнеса”, который должен работать эффективно.

Инновации

Начальник информационно-аналитического управления Московского центра развития предпринимательства (МЦРП) Валерий Нагих сообщил, что развитые страны тратят на поддержку малого бизнеса 0,2—0,3% ВВП. Особое место в инфраструктуре поддержки МСБ занимает инновационный бизнес. Причем главная задача кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и специализированных НИИ — это разработка и производство современной продукции для выхода на зарубежные рынки.
По мнению гендиректора Агентства по развитию инновационного предпринимательства (АРИП) Москвы Алексея Кострова, от того, как эффективно будет действовать инфраструктура, зависит то, насколько весомую помощь государства малые и средние предприятия получат. С его слов, создание инфраструктуры, связанной с инновациями, началось в 2005 году. Были задействованы уже действующие организации: технопарки и венчурные фонды. Для координации элементов инфраструктуры поддержки инновационных МП было создано АРИП. Одной из задач, поставленных перед агентством, было создание системы “одного окна”, чтобы предприниматель в одном месте смог получить информацию о всех инструментах господдержки инноваций.  

За несколько лет инфраструктура развилась. Вместе с тем существует до сих пор и совершенствуется система субсидирования, основы которой были заложены 5 лет назад. Как подчеркнул гендиректор агентства, каждый год на 70% увеличивается число заявок и на 50% растет число тех инновационных МП, кого агентство поддержало. В частности, в 2009 году поступило 103 заявки, 29 из них получили одобрение агентства. Организация ведет работу по стимулированию сбыта инновационной продукции, предоставляет бизнесу консалтинговые, образовательные услуги. Для дальнейшего развития инфраструктуры поддержки инноваций важно, по мнению Кострова, повысить согласованность действий всех организаций инфраструктуры. Тогда можно будет добиться уменьшения расходования бюджетных средств и повысить результативность действий госорганов власти по поддержке этого сектора МСБ.

Земля

Заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы Илья Власов остановился на проблеме нежилых помещений. По его мнению, этот больной вопрос серьезно тормозит процесс организации инфраструктуры и развитие малого бизнеса. Проблемы начались после вступления в силу ФЗ-108, который ст. 17.1 ввел дополнение в ФЗ-135. Ст. 17.1 подразумевает, что предоставление имущества идет по результатам торгов, аукционов или конкурсов, за исключением 13 позиций, перечисленных в п. 1 этой статьи. А п. 2 предусматривает, что распределение имущества, регулируемого Земельным, Водным, Воздушным кодексами, не подпадает под действие данной статьи. То есть изначально земельные участки выпадают из этого перечня. Они предоставляются исключительно по Земельному кодексу на основании ст. 38 — по результатам торгов и ст. 31 — по заявлению лица. К сожалению, ст. 31 в Москве в силу ряда причин не применяется, констатировал заместитель руководителя ДМСП. А при торгах, которые в этом случае проводятся в форме аукциона, малый бизнес, учитывая высокую стоимость земли, не сможет соперничать с крупным бизнесом при аренде помещений.  

В конечном итоге, продолжил Власов, внесены изменения и предусмотрена пролонгация договоров аренды помещений для МП столицы, которые до 1 июля 2008 г. арендовали эти помещения. “Что касается организаций инфраструктуры, то для них такой льготы нет: они не являются субъектами МСП. Сегодня ряд организаций инфраструктуры поддержки МСП столицы, в которые за 20 лет было вложено столько денег и интеллекта, вынуждены идти на рынок, чтобы конкурировать за нежилые помещения. Обращение в антимонопольные органы ничего дало”, — подчеркнул замглавы ДМСП.  

Помощник руководителя ФАС России Алексей Кожевников в ответ заявил, что вопрос в части предприятий инфраструктуры находится под его личным контролем. Он заверил, что в ближайшее время обсудит его с руководителем службы с целью найти оптимальный вариант решения проблемы.

Монополии

Большой резонанс вызвало выступление Юрия Агафонова, президента Тульской ТПП. Он раскритиковал в пух и прах реформу электроэнергетики. “Нас долго убеждали в том, что в результате разделения энергетических компаний (на генерацию, сети и сбыт) тарифы станут дешевле. Однако происходит все наоборот. Сегодня многим малым предприятиям невыгодно сокращать энергозатраты, потому что тогда, согласно новым правилам, навязанным реформаторами, дорожают тарифы. Из-за роста тарифов значительное число малых компаний закрылись. Сегодня инвестпрограмма энергосистемы РФ на треть (231 млрд. руб.) официально состоит из собираемых тарифов. Во всем мире предприятия развиваются за счет прибыли, почему же наши энергетики должны развиваться за счет тарифов? Я уже не говорю за инфляцию, которая во многом накручивается из-за усилий естественных монополий. Когда закончится этот беспредел, который творится с молчаливого согласия государства?” — заключил под бурные аплодисменты Агафонов.

Информация

Сегодня инфраструктура поддержки малого бизнеса, созданная в Москве, состоит из 79 организаций, сообщил президент Московского центра развития предпринимательства Игорь Городничий. В своем выступлении он остановился на информационной инфраструктуре поддержки малого бизнеса. На его взгляд, сейчас программы поддержки бизнеса в субъектах Федерации построены по принципу регионального финансирования, что не позволяет “перешагнуть границу региона”, осуществить интеграцию информационных ресурсов между регионами. В Москве такая граница преодолена благодаря тому, что столица имеет широко развитые экономические взаимоотношения с другими регионами. Получилось, что Москва, создавая собственную информационную инфраструктуру поддержки МБ, создала ее в более широком масштабе. 

Но здесь есть проблема: такая система, финансируемая из столицы, ограничена в своем развитии. Возникают вопросы: нужно ли это Москве и соответствует ли это тем бюджетным расходам на информационную поддержку МБ города? То же самое происходит в других регионах.  

Как считает президент МЦРП, целесообразно софинансировать межрегиональные или общефедеральные проекты. Городничий предложил дополнить резолюцию мерами по разработке спецпрограмм развития электронной информационной инфраструктуры и организации межрегионального взаимодействия.

Законы

Присутствовавшие на площадке представители региональных бизнес-сообществ в своих выступлениях, касаясь темы развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса, в большинстве случаев делали основной акцент на создании и развитии технопарков, бизнес-инкубаторов. В связи с этим заместитель директора Департамента по развитию малого и среднего предпринимательства МЭР России Наталья Ларионова с грустью заметила, что не услышала выступлений, которые помогли бы департаменту усовершенствовать программы поддержки и развития МСП в части развития инфраструктуры.  

Ларионова сделала ряд интересных заявлений. С ее слов, подготовлены поправки в указ Президента РФ “О деятельности муниципалитетов”, которые, по замыслу их авторов, смогут дать оценку деятельности муниципалитетов, связанной с развитием предпринимательства. Скорее всего, в августе состоится Госсовет на тему “Малый бизнес и муниципалитеты”. И самое главное — готовится законопроект, предусматривающий отмену налога, которым облагаются государственные субсидии на поддержку МСП.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру