Похмелье после госкорпоратива

Кризис заставляет власть раскулачивать чиновничьи угодья

Кризис заставляет власть раскулачивать чиновничьи угодья

В один день, 7 июля, в Думе сначала правительство в лице Алексея Кудрина и примкнувшего к нему председателя ЦБ Сергея Игнатьева отчиталось об антикризисной политике, а потом сразу во втором и третьем чтениях был принят закон об акционировании “Роснано”. Связь между этими событиями прямая, к чему я еще вернусь, но начать предлагаю с экономической (и не только) политики.


Пока еще “Роснано” — госкорпорация, а значит, один из памятников докризисным представлениям российской власти о том, как должна развиваться экономика. Немудрящих, но через край амбициозных. Причем эти амбиции относились не столько к общегосударственным, сколько к кланово-чиновничьим интересам. Ведь это только кажется, что госкорпорации — юридическая форма, годная для решения общегосударственных задач. Даже когда речь идет о таких, казалось бы, очевидно прорывных темах, как развитие технологий будущего, будь они хоть нано-, хоть ядерные, госкорпорации лукавят. Потому что госкорпорации у нас… выведены из-под госконтроля. Согласно законам, написанным специально под них, на них не распространяется даже налоговый контроль. Это вотчины чиновников, их возглавляющих.


Вспомним: против чиновничьих госкорпоративов ополчился Медведев. Сначала он наслал на госкорпорации прокурорские проверки, выявившие, как и следовало ожидать, целый букет нарушений, а потом подверг сокрушительной критике в послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 года.


Но госкорпорации и ныне прекрасно себя чувствуют. Потому что пользуются покровительством Путина, который 3 декабря прошлого года на призыв Медведева четко ограничить срок жизни госкорпораций ответил: “Госкорпорации — это не хорошо и не плохо. Они необходимы”.


Это один из самых острых ставших публичными конфликтов в дуумвирате. Как бы он развивался, не вмешайся экономический кризис, неизвестно. Но затянувшийся кризис стал союзником Медведева.
Сегодня двигателем реформы госкорпораций выступает не отошедшая временно в тень большая политика, а прагматичные интересы наполнения бюджета. Именно кризис проложил дорогу изъятиям средств госкорпораций, которые они держали на депозитах, в бюджет, произведенным в прошлом году, когда “Роснано” и Фонд ЖКХ перечислили в бюджет соответственно 66,4 млрд. и 19 млрд. руб.


Звучит слишком отвлеченно? Можно приблизить, обнажив лишь самую верхушку финансового айсберга. За 2009 год Анатолий Чубайс декларировал 202,6 млн. рублей, Сергей Чемезов, возглавляющий “Ростехнологии”, — 34,521 млн. рублей, гендиректор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин — 21,08 млн. рублей, председатель госкорпорации ВЭБ Владимир Дмитриев — 18,43 млн. рублей, глава госкорпорации “Росатом” Сергей Кириенко — 16,358 млн. рублей, гендиректор госкорпорации “Агентство по страхованию вкладов” Александр Турбанов — 11,8 млн. рублей. Глава последней госкорпорации — “Олимпстрой” — Таймураз Боллоев занимает свой пост с июня 2009 года, так что его доходы выбиваются из этого ряда. В любом случае парад платежных ведомостей с подписями шефов госкорпораций (справедливости ради стоит сказать, что декларируются все доходы, а не только заработанные по основному месту службы) впечатляет обывателя больше отвлеченных игр госкорпораций с бюджетом. (Кстати, упомянутые деньги, которые государство в кризис мобилизовало у “Роснано” и Фонда ЖКХ, сейчас Минфин возвращает госкорпорациям.)


Фокус в том, что госкорпорации по закону — некоммерческие организации, то есть прибыли у них нет или они по крайней мере с полным правом ее не показывают. А раз прибыли нет, то и с государством делиться нечем — ну чем не жизнь?!


Сладкая жизнь, однако, все-таки конечна. Минэкономразвития готовит поправки в закон о некоммерческих организациях. Задача головоломная — заставить госкорпорации делиться прибылью, которой у них по тому же закону не может быть. Но решение есть: во главу угла, как утверждают разработчики, будет поставлена не прибыль, а возможность государства получить назад средства, предоставленные госкорпорациям. Не мытьем, так катаньем!


Есть, конечно, и более прямой путь — акционирование госкорпораций. Первопроходец — “Роснано”, соответствующий законопроект теперь находится уже на рассмотрении Совета Федерации. Ответ на напрашивающееся “а почему “Роснано”?” мало связан с предметом ее деятельности. С точки зрения макроэкономического эффекта приоритет должен был бы принадлежать акционированию “Ростехнологий”. Логика очевидна: “Роснано” по большей части пока решает задачи стартапов своих проектов, а это куда больше соответствует некоммерческой деятельности, чем функционирование “Ростехнологий”, которые так или иначе контролируют порядка 400 вполне коммерческих компаний. Акционируется, однако, именно “Роснано”, поскольку выбор диктует не экономическая логика. Лишить именно Анатолия Чубайса немалых привилегий, которые дает статус госкорпорации, для депутатов — большое удовольствие, а глава “Ростехнологий” Сергей Чемезов как был, так и остается одним из доверенных лиц Владимира Путина.


Чтобы нормальная логика восстановилась, необходимо, чтобы за “Роснано” последовали другие госкорпорации. Тогда, возможно, будет внесен вклад в решение задачи сокращения бюджетного дефицита за счет выплаты сегодняшними госкорпорациями завтрашних дивидендов в бюджет. Хотя гарантий нет никаких — есть немало госкомпаний, которые из года в год не платят дивидендов государству. Ведь главное все равно не в бухгалтерии.


Во-первых, госкорпорации пусть не строем, но начинают переводиться из чиновничьего заповедника в нормальную экономическую среду. Там они должны будут стать на порядок более прозрачными и подконтрольными государству, а не лично посаженным наместникам, что уже шаг вперед от докризисного госуправления экономикой.


Во-вторых, следующим шагом за акционированием со 100% акций, принадлежащих государству (именно так акционируется “Роснано”), может стать частичная приватизация. А это, помимо латания бюджетных дыр, будет уже шагом к той модернизации, о которой 7 июля в Думе говорил Алексей Кудрин, инвестиции в которую, по его словам, на 80% будут частными.


Только такая, выгодная для тех, кто в нее вкладывает, модернизация и имеет шансы на успех. Все остальное — вариации на тему госкорпоративов; фактически — путь в тупик.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру