Исторический выбор

Каким образом США и Канада обеспечивают свободу малого предпринимательства?

США и Канада не только соседи, говорящие на одном языке, но единомышленники в методах и способах поддержки малого бизнеса.
Каким образом США и Канада обеспечивают свободу малого предпринимательства?

США являются признанным лидером в развитии малого бизнеса. Его доля в ВВП достигает 52% из общего объема ВВП в $14,26 трлн. Таким образом, вклад этого сектора составил $5,6 трлн. На малых предприятиях заняты половина работающих американцев (62,3 млн. человек). Из всех зарегистрированных компаний к малому бизнесу относится 22,9 млн. предприятий, или свыше 97%, включая 9,1 млн. индивидуальных предпринимателей.


Хотя из-за кризиса расходы на поддержку сектора снизились в прошлом году на 0,35%, они составили солидную сумму в $12,6 млрд. На малых предприятиях было размещено госзаказов на сумму в $92,3 млрд., еще $64 млрд. составили субконтракты.


А что в Канаде? Здесь доля малого бизнеса в общем объеме ВВП, который равен $1,285 трлн., составляет 46%. Его вклад в канадский пирог достигает $591 млрд. Как и в США, в секторе заняты половина работающих канадцев — 9,3 млн. человек, к малому бизнесу относится 2,3 млн. предприятий, или свыше 98% от всех официально существующих. Объем госзаказов МБ составил 20%, или $11 млрд.


Как видно из этих данных, показатели в двух странах удивительно совпадают. И это закономерно, так как на протяжении длительного периода страны проводят схожую экономическую политику. В США всесторонняя поддержка малого бизнеса является без преувеличения историческим выбором. Госполитика в этом вопросе направлена на обеспечение свободы предпринимательства в сочетании со справедливой конкуренцией. Под реализацию этих целей и создана вся структура по оказанию содействия сектору. Высшим органом по проведению этой политики является Администрация малого бизнеса (АМБ), которая была создана еще в 1953 году. Она подотчетна только президенту США и конгрессу. АМБ имеет достаточно разветвленную структуру, в нее входят адвокатура и Генеральная инспекция. Но при этом они сохраняют независимость от руководства АМБ. Это позволяет адвокатуре и Генеральной инспекции осуществлять независимую оценку состоянии дел в подопечном сегменте, предлагать меры по улучшению программ поддержки МБ.


В Канаде обязанность разрабатывать основные направления политики по отношению к малому и среднему бизнесу возложена на министерство промышленности, которое также координирует деятельность Департамента МСП на федеральном уровне. Сама же инфраструктура поддержки разбита на сегменты между федеральными, региональными и отраслевыми организациями. Особенно важное значение придается региональным структурам, где действуют подразделения “Канадской сети деловых услуг”. Эта организация разрабатывает программы поддержки, учитывая территориальные и местные особенности. С другой стороны, большое влияние имеет Федерация независимых предпринимателей, в первую очередь в вопросах налогов, страхования, законодательства, касающегося МСБ.
В США государственная стратегия развития малого бизнеса определяется “Законом о малом бизнесе”. Он требует поддержки сектора всеми государственными органами и институтами во взаимодействии с АМБ по следующим основным направлениям: доступ к финансовым ресурсам, размещение в секторе не менее 23% госзаказа, оказание финансовой, а также консультационной, технической и организационной помощи предприятиям. Следует отметить, что помощь, которую государство оказывает малым предприятиям, весьма многообразна. Она касается проведения технологической модернизации производств, содействия при осуществлении НИОКР, обучение персонала, защиты интересов МБ на всех уровнях власти.


Существует немало разнообразных программ, направленных на развитие различных сегментов малого бизнеса. Особенное значение придается развитию инновационного предпринимательства. Это обусловлено тем, что эффективность капиталоотдачи инновационных разработок в малом бизнесе примерно в 2,5 раза выше, чем у крупных компаний. К тому же инновационная активность специалистов, занятых в сфере малого бизнеса, выраженная в относительном количестве патентов, выданных на одного работника, в 15,6 раза превышает аналогичный показатель для работников крупных предприятий.
Одна из таких программ поддержки инновационного малого бизнеса носит название The Small Business Innovation Research Program (SBIR). Ее цель — поддержка инновационного бизнеса. Она действует в США с 60-х годов прошлого века и доказала свою эффективность. Она позволяет получать кредиты на создание малого инновационного предприятия. Чаще всего средства выделяются для внедрения идей, которые разрабатываются в университетах. На первом этапе разработчики получают грант размером до $100 тыс. В течение года они должны показать, что не напрасно получили деньги, и создать экспериментальный продукт. Если им это удается, то они получают уже низкопроцентный кредит, который позволяет выйти с товаром на рынок. Если и второй этап проходит успешно, то они получают уже настоящий коммерческий кредит до $5 млн., что дает возможность организовать массовое производство.


Вторая программа носит название “Программа по распространению технологий малого бизнеса”. Обе они были разработаны в соответствии с федеральным законом “О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе”.


Государственная политика Канады в отношении малого бизнеса призвана обеспечить его устойчивое развитие в условиях быстрых изменений конъюнктуры на местном и мировых рынках. Большое внимание придается расширению экспортного потенциала сектора, а также облегчению доступа предприятий к финансовым ресурсам. Всего же в стране действуют 169 федеральных финансовых программ и 230 местных. Во многом благодаря им в 2009 году было выдано кредитов на сумму в $2,27 трлн.


В связи с экономическим кризисом в США были предприняты особые меры по помощи сектору. В соответствии с “Законом об оздоровлении Америки и реинвестировании” малым предприятиям были выделены дополнительные субсидии на общую сумму в $12,3 млрд. Помимо этого до 2013 года предполагается дополнительно разместить государственных заказов среди малых предприятий на сумму почти в $98 млрд.


Успешный опыт этих двух североамериканских стран по развитию малого бизнеса очевиден. И определяется схожими факторами: с одной стороны, очень широкой развитой системой поддержки небольших компаний, с другой — высоким уровнем конкуренции и свободой предпринимательства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру