Переоценка цен

Продукты питания будут дорожать как минимум до конца года

Ценовая гонка продуктов питания продолжается. Предпринятые государством меры по сдерживанию цен пока ощутимых результатов не принесли. Гречка сначала вовсе пропала с прилавков, а теперь вернулась, подорожав в три раза. По тому же пути пошли яйца и растительное масло. Даже картофель и другие сезонные овощи и фрукты не собираются традиционно для начала осени падать в цене. Вся эта ситуация развивается на фоне падения сельскохозяйственного производства России и удорожания продуктов во всем мире. Действительно ли рост цен продолжится и какие причины способствуют этому — попытался разобраться “МК”.

Продукты питания будут дорожать как минимум до конца года
Рисунок Алексея Меринова

Старый знакомый — дефицит


Росстат оценил размер потребительской инфляции в августе в размере 0,61%. Эта цифра оказалась достаточно оптимистичной — эксперты прогнозировали увеличение инфляции на уровне 0,7% и более. Тем не менее по итогам августа рост потребительских цен ускорился в годовом исчислении с 5,5% до 6,1%. Прошедший август стал самым инфляционным августом с лета 2000 года, когда был зафиксирован рост цен на 1%. Этот факт подтверждают и сезонные овощи и фрукты, которые традиционно дешевеют в период сбора урожая, — сейчас они потеряли в цене лишь 1,4% (в августе 2009 года 11%). Чемпионом месяца, конечно же, стала гречневая крупа, которая в среднем по стране, по данным Росстата, подорожала на 31,4%, что уже дает возможность правительству вводить прямое ценовое регулирование на этот продукт в 45 регионах РФ.

Подхватили эстафету цен другие зерновые культуры: пшено подорожало на 8,8%, пшеничная мука — на 10,8%, отдельные виды ржаного и пшеничного хлеба — на 2,1—2,4%. Потом к ним присоединилось молоко, которое в течение августа стало дороже на 4,1%. В итоге Росстат зафиксировал увеличение цены продуктовой корзины с начала года на 10,8%.


На очереди сюрпризы от голодных кур-несушек. С середины августа цены на яйца всегда начинают расти, но в этом году из-за подорожавших кормов рост оказался резче — сейчас отпускная цена для розницы за десяток яиц — 33—35 руб., была 22—26 руб. По данным Росстата, с 31 августа по 6 сентября яйца подорожали на 13,7%. Позже, когда некоторый ажиотаж спадет, отпускные цены, возможно, немного пойдут вниз, но на рознице это скорее всего не скажется.


Текущий рост цен можно объяснить простой цепной реакцией: когда дорожают одни товары, производители других хотят заработать. А покупатели, в памяти которых еще живы картины пустых полок конца 80-х — начала 90-х годов, поддавшись общей панике, бездумно начинают скупать все, что подвернется под руку. Министр финансов Алексей Кудрин назвал эту ситуацию попыткой участников рынка застраховать доходы от непредвиденных ситуаций. “Однако население будет не готово покупать по высоким ценам, и тогда желание застраховать риски повышением цен сойдет на нет”, — считает министр. Пока дело касается только продовольственных товаров, но с такими успехами подорожать могут и другие сегменты рынка. Августовские данные уже продемонстрировали ускорение и непродовольственной инфляции. Минэкономразвития ожидает рост инфляции в сентябре до 0,8—1%, за год — 7,8%.


Почему же в такой ситуации, когда цены на продукты якобы беспричинно завышены, в ряде случаев более чем на 30%, государство не пользуется своим правом вручную регулировать потребительские цены? Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений, видит главную проблему в либеральной идеологии экономического блока. “И Набиуллина, и Кудрин, и тот же Дворкович считают любое госрегулирование злом. И они понимают, что правительство не уверено в своих силах. Потому что если они пойдут на такие меры и эти меры не будут выполнены, то это уже будет нанесен удар не столько по государству, сколько по конкретным чиновникам. Поэтому сейчас все надеются, что как-то пронесет, а в будущем ничего подобного никогда уже происходить не будет. Пока один сезон можем и потерпеть. Но если такие обстоятельства будут повторяться — тогда возникнет социальная необходимость в создании какой-то системы ценового регулирования. А это будет означать, что год ожидания прошел впустую”.


А как же светлое завтра?


Хлеб, гречка и картошка — лишь вершина айсберга. Цены на еду дружно рванули вверх, охватывая все новые сегменты продовольственного рынка. И, конечно же, дело не только в панике и спекуляциях, но и в реальных экономических проблемах, которые начали сказываться на себестоимости продуктов. Так что “Засуха-2010” — это только начало будущей драмы. Рост цен на основную группу продовольственных товаров неизбежно перепишет все ценники весной 2011 года. Посев озимых в этом году начался с большим опозданием, и если вовремя его не завершить — дефицит хлеба возобновится и в следующем году. Ко всему прочему на ритейлеров давят поставщики, присылая требования поднимать цены на те или иные группы продуктов по 2—3 раза в месяц.


В борьбе с ростом цен Россия уже пошла на ограничение экспорта некоторых продуктов. Временно запретить экспорт подсолнечного масла или ввести заградительные пошлины на него правительству предложил Союз производителей растительных масел. Как заявляют в союзе, цены на масло с середины лета выросли в полтора раза, и если не предпринять никаких мер, масло будет дорожать еще более быстрыми темпами. Урожай подсолнечника в этом году проигрывает прошлогоднему не только в количестве, но и в качестве: из-за засухи маслянистость подсолнечника оказалась ниже нормы. Введенные правительством ограничения на экспорт зерна еще ощутимых результатов российскому потребителю не принесли. Но эмбарго (а также слишком раннее заявление премьера Путина о возможности введения запрета на вывоз) спровоцировало рост цен на мировых рынках, которые с июня рванули на 70%.


Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, считает, что зерновое эмбарго ко всему прочему отпугнуло часть зарубежных потребителей российского зерна, выставив Россию не в самом благоприятном свете. Что касается остальных продуктов, эксперт уверен в скором спаде ажиотажа: “Пугать никого не надо. Есть объективные обстоятельства: засуха действительно была, и потери урожая действительно большие. С другой стороны, любое возникновение дефицита стимулирует спекуляцию, которая тоже действительно имеет место быть. Но поднимают цены в основном перекупщики, пытаясь заработать легкие деньги. Прямые поставщики цены так сильно не повышают. Я считаю, стоит просто переждать этот период. Гречка подешевеет в связи со сбором нового урожая, но подешевеет ненамного, виной тому наша монополизированная торговля. А вот мед, соль и прочие продукты, мало относящиеся к засухе и пожарам, растут в цене только по каким-то соображениям продавцов”. Но тем не менее Делягин не исключает подорожания сельхозпродуктов к осени-зиме 2010 года на 20—25%.


Министр сельского хозяйства Елена Скрынник недавно заявила, что в этом году России придется импортировать рекордные для последнего десятилетия объемы продуктов. А по предварительной оценке Минэкономразвития, основные сельхозтовары дорожают во всем мире — уже на 23% в этом году. И продолжают дорожать. Так что не стоит удивляться ценам на импортные продукты, когда они появятся на наших прилавках. Также эксперты подсчитали спад сельскохозяйственного производства в этом году — 8,7%, а ранее прогнозировался рост в 2,7%. Ожидаемые темпы роста цен в отрасли повышены в 2,6 раза — то есть на 14,4% (прошлый прогноз — 5,4%).


Лучше всего обстоят дела со свининой и птицей — у производителей этих видов товара высокая оборачиваемость, так что они почти не теряют в рентабельности. Куда как хуже ситуация в разведении крупного рогатого скота. Корма таким животным уже недостает, и скот начали резать. И если сейчас цена на говядину может упасть на 30—40%, то ближе к весне или даже в конце зимы стоит ожидать резкого взлета цен.


Что несет нам день грядущий?


Нам мало усредненных экспертных цен на продукты питания. Поэтому “МК” продолжает собственное расследование продовольственной катастрофы (первую часть см. в номере от 19.08.2010). К ранее исследуемым группам торговых точек, а это магазин шаговой доступности и торговые сети экономического класса, в этот раз мы решили добавить еще одного ритейлера — сеть, позиционирующую себя как “доступный магазин за углом”. Все цены были персонифицированы по каждой точке.


Выяснилось: на начавшие ценовую гонку хлеб и муку все-таки повлияли предпринятые государством в лице Федеральной антимонопольной службы меры по сдерживанию роста цен. Но стоит отметить и тот факт, что крупные торговые сети все-таки пошли навстречу поставщикам, переписав в сторону повышения ценники на батон белого хлеба. Замедлились в своем росте цены на сахар и кур. А молоко и молочные продукты практически на всех торговых точках упали в цене. Гречку покупатели продолжали скупать независимо от ее стоимости, и в итоге она попросту пропала с прилавков во всех сетях. В магазины шаговой доступности ее завезли по 80—95 рублей за 900 граммов. Но выявились и новые лидеры ценовой гонки — это яйца и картофель, в своих ценах они ощутимо подпрыгнули. Все изменения в качественном плане смотрите в таблицах.

     
 


В этот раз “МК” решил проанализировать не только необходимые потребителю продукты питания, но и дополнить этот список рядом продуктов более дорогой ценовой категории. Выяснилось, что не менее любимый, чем гречневая крупа, рис тоже стал расти в цене, и это уже чистой воды спекулятивное подорожание, потому что сбор урожая риса ненамного потерял в весе по сравнению с прошлогодним. “Российский” сорт твердого сыра также немного подрос в цене, но в пределах допустимой месячной инфляции. А сосиски и вареная колбаса пока остаются в стороне от общепродуктовой забастовки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру