Алкогольная революция

В 2011 году введут минимальные цены на коньяк, а затем переименуют его в бренди

Придя после отмечания Нового года в магазины, россияне могут не найти привычные коньяк и шампанское по умеренным ценам. Разве что дорогущие французские. Оба понятия, вероятно, уйдут из обихода выпивающих россиян после вступления в силу нового техрегламента на вино и винодельческую продукцию, которое может свершиться уже 1 января. Мало того, экс-коньяк, переименованный в бренди, как стало известно “МК”, вместе с названием может потерять и дешевизну: теперь на этот напиток чиновники собираются ввести минималку — на уровне 190—210 рублей за пол-литра.

 

В 2011 году введут минимальные цены на коньяк, а затем переименуют его в бренди
Рисунок Алексея Меринова

Коньячный минимум

Установление минимальной цены на алкоголь уже доказало свою эффективность в борьбе с фальсификатом. Росалкогольрегулирование, напомним, ввело 1 января этого года розничную минимальную цену на водку в 89 рублей за поллитра. С 1 июля к ней присоединилась оптовая – 77 рублей. 1 июня эксперимент перенесен на алкоголь крепостью выше 28 градусов (тут «минимум» у каждого напитка свой — исходя из градусности).

И подействовало, оценивает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. «Минимальная цена позволяет эффективно выдавливать с рынка «левак», - сказал он «МК». - Вопреки всем опасениям, магазины в массе своей правило соблюдают. Эта мера сработала в ситуации и с водкой, и настойками – она абсолютно точно сработает и в случае с коньяком. Тот уровень цен, который предлагают чиновники, абсолютно адекватен нижней границе цен на настоящий коньяк».

Задумка Росалкогольрегулирования - оставить на прилавках коньяк (или уже бренди, если новый техрегламент успеет вступить в силу) не дешевле 190-210 рублей за поллитра. Такую минимальную цену предлагается установить с 1 января следующего года. Для опта минималка составит 165–175 рублей, для производителя - 150-160 рублей. Впрочем, окончательная минимальная цена напитка будет известна недели через две – пока изучается ситуация на рынке.

В результате фальсификаторы потеряют свое единственное преимущество – низкую цену, объясняет Добров. Псевдо-коньяк до сих пор продается по 100 рублей за бутылку. Арифметика проста: в стране ежегодно реализуется более 120 млн литров коньяка. При этом своих «официальных» коньячных спиртов у нас не более 10 млн литров , а привозных не более 20 млн литров. Из них можно произвести не более 60 млн литров собственно коньяка. Получается, что половина коньячных бутылок – подделка. Хорошо, если еще без метилового спирта.

Техрегламент и «минималка» — не панацея

Если коньяк, по всей видимости, переименуется в «бренди», то шампанское станет «игристым вином». Техрегламент, из-за которого напитки потеряют свои привычные названия, может вступить в силу уже 1 января, ожидают в Ассоциации импортеров вина. Этот ход — ответ наших законодателей на претензии французских виноделов. Изгнанием коньяка с шампанским дело, конечно, не ограничится. Благодаря документу, покупатели узнают, что именно плещется в бутылках, утверждает возглавивший новую ассоциацию сенатор Александр Починок.

Инфографика Ивана Скрипалева

По его данным, минимум четверть вина, которое у нас продается, бурда. Это же показала последняя проверка ГУП «Московское качество». В дешевом спиртном были обнаружены запрещенные ароматизаторы, при помощи которых горе-виноделы пытаются исправить «дешевый» вкус напитка. Почти все недорогое вино — темная лошадка. На этикетках не указаны названия пищевых добавок, место произрастания винограда и т. п. Наибольшее число нареканий вызвали вина из Болгарии и Италии.

Данные управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка еще более неутешительны: продаваемое в стране вино на 28 % произведено из отечественного сырья, на 31 % — из импортного и на 41 % из фальсификата. Если в бутылке дешевого вина, которую вы купили в магазине, есть хотя бы немного винограда, это уже большая удача.

Отчасти исправить ситуацию и призван новый техрегламент: он разделит вина на натуральные и «винные напитки». На этикетах должен будет появиться регион произрастания винограда, подробный состав напитка и т. п. Тогда будет понятно, кто разбавляет импортную бурду, а кто делает настоящее вино.

Правда, проектов техрегламента существует два. В конкурирующем варианте законпроекта предлагаются многочисленные проверки торговцев вином, говорит Починок. И это, по его выражению, бред: «Представьте: у вас ресторан, и тут раз в три года инспектор приходит с требованием открыть и попробовать». Будущее , считает он, за саморегулируемыми организациями, которые сами вводят для себя жесткие стандарты.

Пока что регулирование государства приводит лишь к засилью некачественного вина на рынке, считают в ассоциации. Так что и техрегрегламент, и установление «минималок» не панацея. «Нас регулируют в режиме слона в посудной лавке. Такое — только у нас и в Боливии», - утверждает импортер Дмитрий Пинский. С рынка бегут оптовики: осталось три тысячи компаний, а по итогам 11-12 годов выживет не больше тысячи, предказывает он. Бизнесмены, везущие хороший алкоголь, пасуют перед бюрократией и запретительной пошлиной в 20%. Во многом из-за цен с 80-х потребление вина у нас упало в четыре раза, и россияне пересели на пиво, считает председатель подкомитета по предпринимательству и регулированию алкорынка ТПП Михаил Блинов. По пути из Европы на прилавок среднее французское вино дорожает в два-три раза. Таможня берет 20%, импортер - 30-50%. Плюс плата за «вход» в магазин, «откаты» и наценки (в ресторанах — в среднем 300%) — и вот вам итоговая стоимость.

Медвежью услугу и рынку, и потребителям напитка оказывает и госрегистрация, введенная в рамках Таможенного Союза. В результате мы позаимствовали в нелучшем виде казахскую и белорусскую модель. В Ассоциации говорят: «С июля — только один случай получения госрегистрации. Требования излишние — нужно указывать технологию производтсва, которая меняется каждый год. Абсурд!»

В итоге на рынке могут остаться только массовые сорта вин, продающиеся в большом объеме. Это отразится и на цене.

- Наша цель - в течение ближайших нескольких лет увеличить потребление вина в России втрое до среднеевропейского уровня,— заявляют в Ассоциации. - Мы не будем бросаться в крайности и делать из России Италию или Францию. Но увеличить потребление хотя бы до 20 литров в год на человека вполне возможно.

Популяризация вина, адекватный техрегламент и таможенная политика, по мнению импортеров, как раз и позволят поставлять на рынок качественный напиток по доступным для потребителя ценам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру