Деловые люди присматриваются к доходным местам

Столичный бизнес перешагнул границы старой Москвы

Малый бизнес столицы рассчитывает на активное участие в реализации проекта “Большая Москва”. На прошлой неделе Министерство экономического развития и “Опора России” представили концепцию устойчивого развития новых территорий с точки зрения малого и среднего предпринимательства.

Столичный бизнес перешагнул границы старой Москвы

Городские власти не обсуждали с профессиональным сообществом и с общественностью вопросы расширения старой Москвы. Чтобы избежать лоббизма, решение о присоединении к городу 160 тыс. га на юго-западе области было принято кулуарно. Зато теперь чиновники готовы выслушать любые предложения о том, как «нам обустроить Большую Москву». Для градостроителей, по словам Сергея Собянина, в октябре будет объявлен международный конкурс. Остальные профессиональные группы могут высказывать свои идеи в свободном режиме, чем и воспользовалась «Опора России», представив на прошлой неделе концепцию развития новых территорий с точки зрения малого и среднего бизнеса.

В целом предприниматели положительно относились к самой идее расширения мегаполиса. «Можно спорить с тем, в каких границах нужно проводить расширение, но Москва и область уже давно стали единым организмом, и бизнес-процессы затрагивают оба субъекта», — заявил на «круглом столе», посвященном Большой Москве, член правления «Опоры» Евгений Якубовский. В нынешних границах мегаполиса малый и средний бизнес имеет меньше возможностей для развития, чем крупные компании, считают авторы концепции. Это объясняется дефицитом и дороговизной площадей, высокими транспортными издержками, а также моноцентричностью, которая вызывает маятниковую миграцию трудовых ресурсов и делает неэффективным открытие бизнеса в спальных районах. «Нужна децентрализация, и этот шанс дает проект «Большая Москва», — говорит Якубовский.

Авторы концепции поддерживают планы столичных чиновников по созданию на присоединяемых территориях самодостаточных городов-спутников с «новым качеством жизни». Это понятие включает в себя комфортное жилье, хорошую транспортную доступность, возможности трудоустройства, а также досуга и отдыха. «Центр старой Москвы давно стал брендом. На сегодняшний день он является основным сосредоточением рабочих мест. Таких центров должно быть много на периферии города и на новых территориях. Нужно создать такие условия, чтобы люди могли ходить на работу пешком или в пределах своего района», — подчеркивает Якубовский.

Первыми в эти «центры роста» должны прийти малые предприниматели. «Малый бизнес является основным работодателем во всех странах мира, таковым он должен стать и в России», — отмечают авторы концепции. В уже застроенных и заселенных территориях они предлагают сделать акцент на развитии объектов нестационарной торговли, поскольку они «наиболее востребованы малым бизнесом, малозатратны и быстровозводимы». На совершенно новых площадках, где города-спутники будут создаваться с нуля, первыми должны появиться образовательные центры. «В них будут представлены специальные программы и уже готовые бизнес-решения, позволяющие оптимизировать и ускорить создание новых предприятий», — поясняет Якубовский. Целую линейку таких продуктов и услуг (финансирование типовых бизнес-кейсов, финансирование микрофинансовых организаций, формирование практики кредитования предприятий индустриального сектора и др.) уже в следующем году обещает запустить сотрудничающий с общественными объединениями предпринимателей Сбербанк. Предполагается, что основными клиентами образовательного центра, а в дальнейшем и кредитных организаций станут местные жители. Это позволит чиновникам обеспечить людей работой вблизи мест проживания и в перспективе ликвидировать маятниковую миграцию хотя бы из юго-западного сектора МО.

Вопрос создания помещений для малого бизнеса эксперты предлагают решать с помощью «префаб-технологий». Столичные власти уже объявили о том, что на новых территориях будет развиваться преимущественно малоэтажная застройка высотой 3–7 этажей: в Европе такие объекты, как правило, строят из унифицированных панельных или модульных компонентов, спроектированных при помощи компьютеров. Главное преимущество «префаб-технологий» — резкое сокращение затрат и сроков строительства. После того как планировка будущего здания согласована с заказчиком и его составные части изготовлены на фабрике (стандартный срок заводского исполнения заказа 3–4 месяца), сборка деталей непосредственно на стройплощадке занимает менее месяца. Кроме того, такие проекты легко разбиваются на очереди. «По мере роста бизнеса „префаб-технология“ позволяет наращивать помещения, необходимые для новых видов деятельности», — поясняет Евгений Якубовский.

Предприниматели рассчитывают, что на новых территориях малый бизнес будет чувствовать себя более уверенно и комфортно, чем в границах старой Москвы. «Качество жизни и условия для ведения бизнеса на присоединяемых территориях должны быть выше, чем на существующих, а создаваемая среда должна быть органичной и иметь потенциал устойчивого самостоятельного развития. Исходя из такого принципа и разрабатывалась концепция», — резюмирует Якубовский.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру