Минфин отстранили от транспорта

Билеты на поезд подорожают из-за отсутствия господдержки, а авиакомпании снижать цену на перелеты не станут

18 сентября 2013 в 17:27, просмотров: 2918

Минфин продолжает активно вбрасывать новые идеи по сокращению бюджетных расходов. На круглом столе 18 сентября эксперты обсудили одну из последних — отмена субсидирования перевозок РЖД на расстояния свыше 1,5 тысяч километров. По расчетам Минфина, конкуренция от роста пассажиропотока заставит авиакомпании снижать цены. Однако, эксперты уверены, что данными мерами Минфин не добьется значительного притока авиапассажиров, а лишь ухудшит положение социально-незащищенных слоев населения.

Минфин отстранили от транспорта
фото: Геннадий Черкасов

Правительство уже решило, что Россия живет на широкую ногу. Сначала на 5% подрежут «незащищенные статьи» бюджетных расходов, а в перспективе Министерство финансов готовит масштабное наступление на и без того тощие кошельки пенсионеров, льготников и прочую соцсферу, которая у нас формально числится приоритетом. Активно сокращаются расходы на здравоохранение и образование. Очередь дошла и до ликвидации господдержки дальних перевозок (свыше 1,5 тыс. км). Антон Силуанов предложил не финансировать больше из казны плацкартные билеты. В этом случае лучше уже летать самолетами.

На пресс-конференции 18 сентября эксперты за круглым столом единогласно выступили с критикой в адрес правительства. По их мнению, затраты монополиста на дальние маршруты, которые ранее поддерживались из государственной казны, в случае принятия предложения Минфина, лягут на плечи пассажиров.

По их мнению, основная проблема заключается в том, что прежде всего перемены коснутся тех граждан, которые предпочитают плацкартные вагоны для путешествия на дальние расстояния, поскольку именно их субсидирует государство. Цены на них могут вырасти минимум в полтора раза.

Например, поездка поездом из Москвы во Владивосток обойдется пассажирам плацкарты приблизительно в 13,5 тысяч рублей (на данный момент 9 тысяч рублей). Для сравнения, перелет из столицы во Владивосток сегодня стоит 13 тысяч рублей.

Руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук предупредил о том, что отмена субсидирования дальних перевозок прежде всего ударит по социально-незащищенным слоям населения. «Есть ли смысл говорить о том, мы слишком отличаемся Европы? Россияне — народ не богатый, без внушительных доходов. Вместо того, чтобы безадресно распределять и сокращать субсидии, правительству необходимо решать комплексную задачу по транспортному обеспечению социально незащищенных слоев населения», - сетует Савчук. По его мнению, наказывать всех путем отмены субсидирования в корне неверно, данная мера лишь отсечет часть населения от транспортных услуг. И небо, и земля столкнутся с оттоком пассажиров.

Своего коллегу поддержал председатель Правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: «Минфину вообще не следует заниматься решением каких-либо транспортных задач. Все-таки, это прерогатива специализированных ведомств, например, Минтранса» - заключил эксперт.

Между тем, РЖД каждый год заявляет, что пассажирские перевозки на дальние расстояния убыточны, и просит у правительства субсидии. В 2012 году убытки монополии по этому направлению составили 18,7 млрд рублей, а субсидии из федерального бюджета превысили 30 миллиардов.

Хоть решение по данному вопросу не принято, эксперты уже выражают беспокойство тем, что расчеты Минфина могут не сбыться — билеты на поезд подорожают из-за отсутствия господдержки, а авиакомпании снижать цену на перелеты не станут. И тогда у граждан не останется выбора вовсе.



Партнеры