Улюкаев грузит иранскую нефть вагонами

Министр экономразвития поедет в Тегеран, чтобы обменять сырье на железную дорогу

10 февраля 2014 в 15:56, просмотров: 3559

В ближайшее время глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев посетит Иран, где будет согласовывать условия покупки иранской нефти. Предполагается, что взамен на «черное золото» исламской республике будет предложена помощь в строительстве железных дорог. Для нашей страны это может быть удачная сделка. Россия сможет заработать на перепродаже иранской нефти в Китай, а также увеличить несырьевой экспорт — локомотивов и подвижного состава. Однако уверенность в таком сотрудничестве с Ираном пока весьма призрачная. Либо ЕС и США найдут повод для новый санкций в отношении Ирана, либо Тегеран передумает делиться «черным золотом» с Россией.

Улюкаев грузит иранскую нефть вагонами
фото: Наталия Губернаторова

Железнодорожной системе Ирана в этом году исполняется ровно 100 лет. Первая линия на паровой тяге была открыта в 1914 году между городами Тебриз и Джульфа. За столетие в стране было построено 8,3 тыс километров путей (в России — 86 тыс, в США — более 230 тыс). Существуют несколько экспортоориентированных магистралей — в Турцию, Азербайджан, Туркмению, Пакистан. Иран также планирует наладить железнодорожное сообщение с Арменией, Афганистаном и Ираком. Скорее всего, к одному из этих проектов будут подключены российские специалисты.

Для Москвы сотрудничество с Тегераном является достаточно перспективным как с геополитической, так и внутриэкономической точек зрения. По предварительному соглашению Иран будет поставлять России по 500 тыс баррелей «черного золота» в сутки. Это около 25 млн тонн в год. Это сырье наша страна собиралась реэкспортировать в Китай. Однако формула «нефть в обмен на товары» не устроила Вашингтон. Со своей стороны, США пообещали ввести санкции в ответ на возможную товарно-нефтяную сделку. Американцы полагали, что Иран будет закупать в России оборудование, связанное с атомной промышленностью. В частности, замгоссекретаря США Уэнди Шерман заявила, что в таком виде сделка поставит под угрозу соглашения по ядерной программе исламской республики. Однако помощь в строительстве железных дорог, вполне возможно, не вызовет серьезных нареканий со стороны мирового сообщества, и Вашингтона, в первую очередь.

Россия также сможет предложить Ирану локомотивы, подвижные составы, сопутствующее электроэнергетическое оборудование.

Получая контроль над таким значительным объемом нефти, Россия частично страхует риски снижения цен на «черное золото», которые могут возникнуть в результате всплеска поставок иранской нефти на мировой рынок — сейчас в отношении страны действует эмбарго, не позволяющее Тегерану экспортировать максимально возможные объемы сырья. Дело в том, что в условиях бартерной сделки иранская нефть России будет досавить явно по заниженной цене. Поэтому её окончательная мировая цена будет зависеть от российской стороны.

Кроме того, российские компании проявляют интерес к освоению иранских залежей углеводородов. Речь идет как о нефтяных месторождениях на шельфе Каспийского моря, так и газовых ресурсах исламского государства. Иран обладает третьими в мире запасами «голубого топлива» (после США и России). Подключившись к разработке местных запасов, «Газпром» сможет решить сразу несколько насущных проблем. Во-первых, получит возможность диверсифицировать экспорт в Европу (возможно даже снизит себестоимость поставок за счет сокращения транспортного плеча), а во-вторых — привлечет к проекту газопровода «Южный поток» стороннего производителя газа. Что может изменить в лучшую сторону негативную позицию Комиссии евросообществ к этому проекту.

Евросоюз требует, чтобы к транзиту сырья по этому трубопроводу помимо «Газпрома» были допущены и третьи стороны — независимые поставщики. Однако вариантов немного. Например, Азербайджан, располагающий необходимыми объемами, рассматривает новые экспортные проекты, ориентированные в азиатском направлении. Иранский газ упрочил бы положение «Газпрома» в Европе, а также стал убедительным доводом российской монополии о существовании здоровой конкуренции поставщиков в рамках «Южного потока».

Вместе с этим, не стоит забывать, что соглашения о сотрудничестве, которые Алексей Улюкаев возможно повезет в Тегеран, скорее всего, будут носить рамочный (то есть, неопределенный) характер. В прошлом Иран уже неоднократно демонстрировал свое «дружеское» отношение к России, в частности, в середине 2000-х годов собирался создавать с Россией и Катаром международный газовый консорциум, который бы стал определять мировую политику в отношении «голубого топлива», как это сейчас делает ОПЕК в отношении нефти. Однако все договоренности остались лишь на словах.

Не исключено, что и сейчас шансы России на дополнительные поставки «черного золота» из Ирана пока довольно призрачны. Либо ЕС или США найдут повод для новый санкций, запрещающих товарооборот между Ираном и Россией, либо Тегеран в дальнейшем решит пересмотреть соглашение с Москвой и не дать нашей стране право распоряжаться своими экспортными объемами.



Партнеры