Минфин нашел нарушения при встраивании Крыма в «финансовую ткань» России

Некоторые госорганы пытались удвоить и даже утроить бюджетные расходы

15.04.2014 в 17:09, просмотров: 6742

В Минфине провели расширенную коллегию, на которой обсудили итоги 2013-го и наметили планы на 2014-2017 годы. Открыл заседание премьер Дмитрий Медведев, который вслед за председателем комитета по бюджету Госдумы Андреем Макаровым оценил работу ведомства Антона Силуанова, как «очень хорошую». Однако все ораторы не скрывали, что экономическая ситуация продолжает ухудшаться, в том числе из-за обострившейся геополитической ситуации. Вот только реального выхода из тупика кроме как более эффективных трат бюджетных средств предложено не было. Более того, Силуанов и Медведев предупредили, чтобы при финансировании Крыма госорганы не позволяли себе «удваивать» или даже «утраивать» расходы. Впрочем, осталась надежда, что более конкретная дискуссия с теми же участниками развернется 18 апреля на коллегии Минэкономразвития.

Минфин нашел нарушения при встраивании Крыма в «финансовую ткань» России
фото: Кирилл Искольдский

Как это уже стало привычным, Дмитрий Медведев на коллегию Минфина опоздал на 30 минут. Но зато тут же, по его словам, взялся «за дело», подчеркнув: «Никогда не было, чтобы Минфин своих задач не выполнил!» Правда, вначале он оценил работу коллектива как «хорошую». Но после сверхэмоционального выступления председателя комитета Госдумы по бюджету Андрея Макарова (оценка самого премьера), Медведев согласился с тем, что Минфин проделал за отчетный период «очень хорошую работу».

И действительно, бюджет-2013 исполнен с дефицитом всего лишь в 0,5% ВВП. Тогда как это происходило в условиях серьезного пересмотра прогноза роста ВВП с 4% до 1,3%. "Если бы не нефтегазовые доходы, то дефицит федерального бюджета мог бы составить не 0,5% ВВП, а 2-3% ВВП. И если бы с таким уровнем дефицита мы бы подошли к текущей геополитической напряженности, то ситуация на финансовых рынках развивалась бы совсем по-другому", - особо отметил министр финансов Антон Силуанов.

Смотрите фоторепортаж по теме: В Минфине обсудили итоги 2013 года
8 фото

Он также подчеркнул, что прошлогодний бюджет реализован с учетом так называемого бюджетного правила, согласно которому непосредственно на расходы направляются те нефтегазовые доходы, которые образуются после достижения нефтью цены в $93 за баррель. Силуанов, полемизируя с не названными вслух оппонентами (но все поняли, что он имел в виду замминистра экономического развития Андрея Клепача, предложившего неделю назад смягчить бюджетное правило) заверил премьера, что существующее правило довольно гибкое - в прошлом году 80% из поступивших дополнительных нефтегазовых доходов были направлены на замещение выпадающих ненефтегазовых доходов и источников финансирования дефицита, а не перечислены в Резервный фонд.

Нашел Силуанов и нарушения в ходе включения Крыма и Севастополя в «финансовую ткань» (выражение Медведева) России. По словам главы Минфина, некоторые госорганы запрашивают средства в федеральном бюджете, не выяснив соответствующие планы в бюджетах двух новых российских регионов. В результате расходы, по оценке Силуанова, «удваиваются», либо даже «утраиваются». Он предупредил, что такого не допустит. Медведев тут же его поддержал. Хотя и высказался в том духе, что на Крым денег жалеть нельзя.

Смотрите фоторепортаж по теме: В Минфине обсудили итоги 2013 года
8 фото

В общем, пора раздавать награды. Но сам Медведев при всем благодушном настроении не смог скрыть неблагоприятный прогноз. Рост российской экономики в первом квартале 2014 года составил 1% (Клепач подсчитал, что не более 0,8%). "Экономическая ситуация продолжает ухудшаться», – предупредил для начала премьер.

Кто виноват? Медведев выделил по меньшей мере 4 причины:

– Окончание цикла роста цен на энергоносители, хотя они стабилизировались "на весьма приличном для нашей страны уровне".

– Исчерпание возможностей посткризисного восстановления российской экономики. Замедлилась инвестиционная активность, предприятия реального сектора сталкиваются с дефицитом собственных инвестиционных ресурсов, ростом издержек и разрывом между уровнем доходности бизнеса и теми процентными ставками, которые предлагаются по кредитам.

– Увеличение неопределенности на финансовых рынках. "Развивающиеся страны уже столкнулись с оттоком капитала, в том числе в результате действий резервной системы США".

– Сказываются и политические риски. "Внешнее фондирование, к которому прибегали крупные отечественные компании и банки, схлопывается, в том числе и в силу политических соображений". В определенной степени, предупредил премьер, «наши сложности обусловлены попытками определенных сил подтолкнуть нас к кризису".

Однако и без всяких внешних сил российская экономика резко замедляется третий год подряд. Клепач полагает, что мы уже вошли в период стагнации. И кто же виноват? Может быть политика подавления инфляции, которая почему-то привела в этом году к её росту сопровождающемуся падением курса рубля и увеличением процентных ставок?

Но вот что с этим делать (еще один извечный русский вопрос) Медведев не сказал, переадресовав этот вопрос Минэкономразвития.



Партнеры