Москвичей дурят на водосчетчиках

Проверка технического состояния приборов превратилась в способ выманивания денег

24 октября 2011 в 17:54, просмотров: 16309

Еще в декабре прошлого года мэр Москвы распорядился отменить плату за техническое обслуживание квартирных водосчетчиков. По словам Сергея Собянина, эта услуга должна предоставляться горожанам на добровольных началах, но фактически же людей просто ставят перед необходимостью платить. Еще одно нарекание касалось того, что в реальности никакое обслуживание не проводится. Счета москвичам приходят, а самих специалистов не видно годами. Градоначальник абсолютно правильно решил избавить людей от откровенной разводки. Но тем не менее горожан по-прежнему заставляют платить за откровенно липовые услуги.

Москвичей дурят на водосчетчиках
Яков Гарин с грустью изучает платежку на 2 тысячи рублей, выписанную за мнимую поверку водосчетчика. фото: Олег Адамович

В редакцию «МК» обратился ветеран войны Яков Гарин. Он рассказал о том, как одна фирма заключила с ним договор на техническую эксплуатацию счетчика. Каждый месяц он аккуратно платит за данную услугу. Но рабочих этой организации он впервые за несколько лет увидел, когда те пришли поверить его прибор учета (прошло 4 года с момента установки). За процедуру ему выписали счет в 2000 рублей. У фронтовика возник резонный вопрос, а за что же он платил все прошедшие месяцы? Мы решили разобраться в этой истории и выяснили неожиданные подробности облапошивания пенсионера.

— Водосчетчик в моей квартире поставили в 2007 году, — рассказывает он. — Фирма, производившая установку, заключила со мной договор. Согласно документу, специалисты обязывались бесплатно ремонтировать, проводить поверку измерителя, а также раз в полгода делать техническое обслуживание. Я же, со своей стороны, должен был ежемесячно платить небольшую сумму за один прибор. Контракт был составлен на 10 лет.

Но воспользоваться преимуществами выгодного договора Яков Гарин не успел. В 2009 году к нему опять пришли рабочие. Они предложили фронтовику подписать новую бумагу. По их словам, все договоренности остались в силе, поменялась лишь компания.

— Я поверил сотрудникам фирмы на слово и расписался во всех документах, — говорит пенсионер. — Довольно скоро, впрочем, выяснилось, что новые условия не в пример хуже старых. Во-первых, платежи выросли в два с лишним раза. Во-вторых, никаких бесплатных работ не осталось. Недавно ко мне пришли делать поверку водосчетчика и выписали счет на несколько тысяч рублей.

Наш собеседник добавил еще одну примечательную подробность. Сотрудник фирмы довольно сложную процедуру проверки выполнил меньше чем за минуту. Он просто посмотрел на измерительный прибор, вероятно, остался доволен увиденным и, ничего больше не делая, выдал квитанцию об оплате. «В чем же заключалось так называемое техническое обслуживание, за которое я платил несколько лет, вообще непонятно. Делать его ко мне никто не приходил», — заметил ветеран.

Изучение документов показало, что исполнитель контракта на самом деле не так уж сильно и поменялся. Второй договор заключила дочерняя фирма, принадлежащая компании, оформившей первый документ. Но как же так? Мэр четко сказал, что от порочной практики навязывания различных услуг по поводу водосчетчиков нужно отказаться. За ответом мы отправились к специалистам.

— В столице действует 77-е постановление правительства, которое регулирует плату за индивидуальные приборы учета, — говорит эксперт Общества по защите прав потребителей Андрей Болдов. — Ранее правовой акт вводил норму, что обслуживать эти счетчики может только управляющая компания. А это противоречит действующему законодательству. У нас счетчик является собственностью гражданина. И ему принадлежит бремя содержания. Сначала Сергей Собянин в декабре 2010 года устно отменил требование обязательного технического обслуживания. Потом в сентябре этого года изменения были узаконены постановлением правительства.

По словам специалиста, некоторые управляющие компании так просто не отказались от дойной коровы в виде доверчивых горожан. Некоторым людям до сих пор продолжают посылать платежки за техническое обслуживание. Москвичи платят, потому что привыкли. Они даже не подозревают о противозаконности подобных поборов.

Справка МК Между тем

Пока писался этот материал, в газету обратился еще один ветеран — Александр Гусев. С ним приключилась точь-в-точь такая же история. Три года назад фирма (другая), установившая водосчетчик, заключила с ним договор на техобслуживание. Рабочие уговорили старика в необходимости этого решения. С тех пор он каждый год платит за эту услугу. При этом за все время сотрудники организации ни разу не приходили выполнять свои обязанности.

Надо сказать, что ситуация с Яковом Гариным вышла несколько иная. Он добровольно заключил договор с частной организацией. Управляющая компания в данном случае ни при чем. Формально его никто не принуждал. Другой вопрос, что старика самым бесцеремонным образом ввели в заблуждение при подписании второго контракта. Но это нужно скорее отнести на совесть работников фирмы. Прямого нарушения закона не было. Пенсионер сам должен был прочитать все условия. Мы позвонили в компанию и поинтересовались, почему так поступили с фронтовиком.

— Мы просто заключили новый контракт, так бывает, — говорит менеджер. — Первый был составлен нашими юристами безграмотно: гарантийный срок, к примеру, на проведенные работы устанавливался на 98 месяцев. Поэтому потребовался другой вариант. Да, условия изменились. Компания посчитала их более приемлемыми. Согласно документу, наш сотрудник раз в год производит визуальный осмотр прибора. Но ремонт или поверка оплачиваются отдельно.

Мораль истории проста: не нужно покупаться на происки ловкачей. Если кто-то говорит, что горожанин обязан платить за техобслуживание счетчика, не верьте ему. Подобная услуга оказывается только по добровольному согласию владельца измерительного прибора. Но и тогда нужно помнить, что большинство организаций деньги берут исключительно за протирание пыли и внешний осмотр. К примеру, при установке счетчиков на электричество никакого обслуживания не ведется. Потребитель платит за электроэнергию только по тарифу, и специалисты «Мосэнерго» либо самостоятельно проверяют показания приборов (при необходимости), либо верят жильцам на слово.

Мы рассказали об истории Якова Гарина заму мэра по вопросам ЖКХ Петру Бирюкову. Он был возмущен поведением фирмы, навязавшейся ветерану, и обещал разобраться в этом деле лично. «Организация однозначно не права», — сказал г-н Бирюков.



Партнеры