Управдом — не друг человека

Количество исков по жилищным делам за год увеличилось на 15%

17 ноября 2011 в 17:28, просмотров: 2467

Скандалы жильцов с управляющими компаниями, к сожалению, не редкость. И происходят они не только на словах. С марта по сентябрь 2011 года против управляющих компаний возбуждено 250 уголовных дел. «Необходимо, чтобы механизм государственного жилищного надзора начал реально работать в интересах защиты граждан», — заявил недавно президент Дмитрий Медведев на совещании с полпредами.

Управдом — не друг человека
фото: Александр Корнющенко

Чем же недовольны собственники квартир? «МК» вместе с экспертами компании Penny Lane Realty определил 5 самых распространенных причин разногласий между жильцами и коммерсантами.

Завышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Судебные тяжбы между жильцами многоквартирного дома в районе Арбата и управляющей компанией длятся уже несколько лет. Установленные последней тарифы на техобслуживание одного квадратного метра превышают городские в 4 раза. Некоторые жильцы, возмущенные грабительской политикой коммерсантов, принципиально перестали оплачивать услуги. Казалось бы, чего проще — поменять управляющую компанию? Оказывается, это просто только на словах. Согласно жилищному законодательству, новые собственники дома — владельцы квартир — должны провести общее собрание. И они, может быть, и рады бы сделать это, но никак не могут встретиться. Квартир в высотном здании так много, что собрать одновременно хотя бы половину из них никак не удается. В результате одни жильцы подают иски на управляющую компанию, обвиняя ее в завышении тарифов, а управляющая компания судится с другими жильцами, уже накопившими задолженности по оплате в десятки тысяч рублей.

фото: Александр Корнющенко

Проблемные жильцы

При возникновении долгов ответственность перед ресурсоснабжающими организациями несет управляющая компания. Законодательство допускает шестимесячную задолженность для физических лиц. Не имея рычагов давления на неплательщиков в течение столь длительного периода, управленцы вынуждены покрывать задолженность перед поставщиками ресурсов из собственных средств. Представители некоторых управляющих компаний указывают на необходимость принятия законов, регулирующих ответственность жильцов перед ними. Пока же на рынке известны случаи, когда управляющие компании были вынуждены трудоустраивать безработных жильцов-неплательщиков на работы по уборке территории и вычитать причитающиеся долги из их зарплаты.

Пробелы в договоре

Как правило, договор между управляющей компанией и жильцами заключается в одностороннем порядке. Если зона ответственности компании и тарифы на услуги прописаны недостаточно четко, жильцов могут ожидать неприятные сюрпризы. Особенно при необходимости проведения ремонта. Например, в договоре может быть указано, что управляющая компания не отвечает за ремонт текущей крыши здания. Или, к примеру, что покраска подъезда возможна по желанию собственников, но она будет стоить им несколько миллионов рублей. Во избежание подобных разногласий в договор должен быть включен перечень услуг и работ по содержанию и ремонту имущества, а также пункт о возможности расширения данного перечня по требованиям жильцов.

Москвичи возмущаются грабительскими тарифами на коммунальные услуги. Фото: Александр Корнющенко.

Борьба за власть

Сбор постоянно растущих коммунальных платежей и возможность сдавать в аренду подсобные помещения превращает управление домами в настоящую золотую жилу. Немало прецедентов связано с борьбой за выгодный объект между управляющей компанией и товариществом собственников жилья. И пока ситуация не решится в пользу одного из них, жильцы получают двойные счета на оплату услуг и не могут добиться проведения плановых работ.

Непрозрачность работы

Редко какая управляющая компания раскрывает о себе всю правду-матку. А недосказанность, разумеется, усиливает недоверие жильцов. Зачастую плательщики не видят, какие работы выполнены, какие затраты несут управленцы и что означает статья «содержание и текущий ремонт».

— Российский рынок управления жилой недвижимостью находится в стадии активного формирования, — комментирует директор департамента продаж Александр Зиминский. — В Европе жильцы многоквартирных домов доверяют управляющим компаниям даже сдачу в аренду собственных квартир, получение арендных платежей и решение спорных ситуаций. А у нас за последний год количество судебных разбирательств между собственниками квартир и управленцами в сегменте новостроек увеличилось на 15%. Российским коммерсантам потребуется пять, а то и десять лет, чтобы завоевать доверие потребителей.




Партнеры