Атом идет сквозь льды

Ледокол Росатома успешно завершил очередную полярную экспедицию

10 октября 2011 в 17:46, просмотров: 1653

В воскресенье к причалу базы “Росатомфлота” в Мурманском порту пришвартовался атомный ледокол “Россия”, вернувшийся из 22-дневного высокоширотного рейса. Корабль обеспечивал экспедицию “Арктика-2011”, позволив ученым снять с дрейфующей льдины станцию “Северный полюс-38”, а также высадить на лед полярников-сменщиков из СП-39 и их научные и бытовые грузы. 150-метровый атомный ледокол “Россия” вышел из мурманской базы “Росатомфлота” 17 сентября и за 22 дня прошел свыше 5 тысяч морских миль в водах Северного Ледовитого океана.

Атом идет сквозь льды

«Задачи экспедиции „Арктика-2011“, работу которой обеспечивал атомный ледокол, полностью выполнены», — сказал начальник экспедиции Владимир Соколов. — Собран большой объем научных данных, которые будут обработаны по возвращении в Санкт-Петербург. Экипаж ледокола во главе с его капитаном Александром Спириным отработал весь рейс очень четко. Надеюсь, что наше сотрудничество с «Росатомфлотом» продолжится и в будущем«. Напомним, экспедиция, осуществленная на атомном ледоколе, проводилась под эгидой Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета. Стоит ли говорить, что без флота Росатома ни «пересменка» ученых-полярников, ни тем более необходимые исследования в полярных льдах, которые порой называют «кухней погоды», просто невозможны?

В ходе завершившегося рейса атомный ледокол доставил и отгрузил для новой дрейфующей полярной станции около 180 тонн оборудования, топлива и провизии. Новая научно-исследовательская станция «Северный полюс-39» была официально открыта 1 октября текущего года в 6:50 по московскому времени. 16 полярников высадились на дрейфующую льдину по координатам 84 градуса 06 минут северной широты и 149 градусов 04 минуты западной долготы.

Кстати, новую льдину для жилья и работы полярников тоже надо сначала было найти с борта ледокола. Потому что прежний ледяной фундамент, на котором действовала СП-39, естественно, поиздержался. Согласно планам арктических специалистов, на новой дрейфующей станции будут выполнены океанографические, ледовые, метеорологические, аэрологические наблюдения, не выполнимые в чистеньких столичных лабораториях. Например, ученым предстоят наблюдения за концентрацией двуокиси углерода в приледном слое атмосферы и за интенсивностью ультрафиолетовой радиации. Кроме того, борт «России» послужил и походной лабораторией — как и предполагалось заранее, участники экспедиции по пути провели большой объем исследований — водных, гляциологических, метеорологических.

Разумеется, «извоз» полярных экспедиций — лишь одна грань деятельности мощных судов «Росатомфлота». Как и очень важная, но, так сказать, стандартная задача — проводка караванов транспортных судов для обеспечения северного завоза, что необходимо для поддержания и улучшения качества жизни отечественных заполярных территорий.

Но Арктика еще и стратегически является для России перспективнейшей областью. Флот Росатома послужит необходимым инструментом, с помощью которого страна намерена реализовать амбициозную задачу, поставленную главой правительства Владимиром Путиным на недавнем Арктическом форуме. За счет атомных ледоколов страна готовится совершить транспортный прорыв — вывести на новый уровень перевозки по Северному морскому пути, который, кстати, сокращает путь из Европы в Азию на треть. Напомним, на форуме в сентябре премьер-министр говорил, что Севморпуть — из Европы в Азию — станет одним из ключевых торговых маршрутов глобального значения и масштаба. Уже в прошлом, 2010 году, объем перевозок по Севморпути превысил 3 млн. тонн. Это немало, но развиваться ледокольным проводкам есть куда — по оценкам специалистов, потенциальный грузопоток маршрута — 50 млн. тонн в год.

Ученые, услышав слова премьер-министра, тут же напомнили цифры. Для эталонного маршрута Роттердам (Голландия) — Йокогама (Япония) при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11 200 морских миль. При следовании по Севморпути расстояние сокращается на 3900 морских миль, или на 34%, уменьшая время в пути с 33 суток до 20. Рекорд же перехода по Севморпути был установлен недавно — всего восемь дней. Короткий путь — не единственное преимущество. Идущие через Арктику суда не рискуют подвергнуться нападению пиратов, активных в южных морях.

Но самое, пожалуй, главное — это перспективы разведки, разработки и добычи углеводородов на континентальном шельфе Северного Ледовитого океана. Важность этого направления трудно переоценить. Ученые давно пришли к выводу, что по мере исчерпания наземных месторождений нефтяники и газовики неизбежно «уйдут на дно». И та страна, которая обладает наибольшей полярной территорией, может всерьез претендовать на энергетическое и геополитическое лидерство. Россия в этом смысле богаче кого бы то ни было — речь идет о территории размером 1,2 миллиона квадратных километров, простирающейся от Кольского полуострова на западе до Берингова пролива на востоке, а к северу — до самого Северного полюса. По некоторым оценкам, там может быть сосредоточено до четверти мировых запасов нефти и газа.

На сегодня можно констатировать, что ледокольный флот к выполнению своих задач готов. Флотилия «Росатомфлота» насчитывает шесть атомных ледоколов, один контейнеровоз и пять судов технологического обслуживания. В том числе четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы») и два однореакторных мелкоосадочных ледокола «Таймыр» и «Вайгач».

Эффективность деятельности атомного ледокольного флота позволит повысить и будущее акционирование «Росатомфлота», в ходе которого предприятие останется в собственности государства и под полным контролем Росатома. Пожалуй, сегодня уже трудно представить, что еще несколько лет назад судьба ледокольного флота вызывала серьезную тревогу. В августе 2008 года атомный флот был передан на баланс госкорпорации Росатом, после чего заметно улучшились экономические показатели «Росатомфлота», выросла зарплата. Более того, на развитие атомного морского флота в федеральном бюджете уже заложены необходимые 45 млрд рублей, о чем было заявлено недавно вице-премьером Сергеем Ивановым и главой Минтранса Игорем Левитиным. Государство планирует построить еще три новых атомных ледокола и несколько дизельных.




Партнеры