Платить всегда, платить везде

В Санкт-Петербурге открылся инновационный банковский офис

Типичная ситуация: надо за что-то заплатить, например, за коммунальные услуги или взнос по кредиту. И деньги вроде бы есть, но на работе задержали. Едешь домой, а банки уже закрыты. Остается невеликий выбор: либо платить завтра и получать штраф (а в случае кредита еще и неприятную запись в кредитной истории), либо идти искать ящик платежной системы. И чертыхаться: далеко не все платежные терминалы принимают нужные платежи, а даже если найдешь, комиссия там едва ли не больше суточного штрафа.

В Санкт-Петербурге открылся инновационный банковский офис

Круглосуточный кошелек

Ритм жизни в мегаполисе, к сожалению, не позволяет аккуратно рассчитать время для всех платежей. Хорошо бы иметь банк, работающий круглосуточно. До последнего времени это было лишь мечтой. Проводить платежи после закрытия банковского дня и платить сверхурочные персоналу ради нескольких запоздавших клиентов банкам было не выгодно. Не выгодно и сейчас, тем не менее круглосуточные банковские услуги — уже не фантастика.

Правда, развивают их не все банки. Высокие технологии — штука не дешевая. Банк Москвы был одним из пионеров этого направления. Конечно, в самом большом городе России — Москве — спрос на интерактивный банкинг был наивысшим. Но в Москве много банков. Тем не менее прийти вечером и спокойно заплатить с приемлемым уровнем комиссии можно в считанных офисах.

Интерактивный банкинг — сейчас самая перспективная ниша на рынке. Тому способствовало государство через программу «электронного правительства». Как известно, с 1 октября заработала СМЭВ, система межведомственного электронного взаимодействия федеральных органов власти. А с 1 июля 2012 года по системе электронного правительства начнут работать и муниципалитеты. А это означает, что все платежи в пользу государства с середины 2012 года можно будет осуществлять в электронном виде. И не только налоги (федеральные платить через Интернет можно уже сейчас, муниципальные — после 1 июля). Государству от граждан причитается еще много платежей: пошлины, штрафы, сборы и.т.д. К этому примыкают коммунальные услуги. Ведь если муниципалитет компьютеризирован, вряд ли он потерпит, чтобы коммунальные ГУПы затрудняли ему работу.

Дело государства — предоставить гражданам возможности, и оно это сделало. Но в рыночной экономике подносить гражданину ложку ко рту оно не станет, ему нужны агенты. Банк Москвы одним из первых российских банков предоставил техническую возможность оплаты муниципальных услуг из «личного кабинета» на едином портале государственных услуг. Это произошло благодаря сотрудничеству с «Ростелекомом».

При участии нового акционера — ВТБ — Банк Москвы в данный момент разрабатывает стратегию своего развития. Она будет утверждена в ноябре, но уже сейчас известно, что ставка будет сделана на инновационные, высокотехнологичные продукты и сервисы. Некоторые из них уже введены или проходят тестирование. Опыт показал, что технологии Банка Москвы являются одними из наиболее передовых на банковском рынке, у банка практически нет конкурентов в этой нише.

Технические возможности

Банк Москвы обладает одним из старейших в России процессинговых центров, сертифицированным в соответствии с требованиями международных платежных систем. В 2001 году кредитное учреждение предложило жителям города «социальную карту москвича». Сначала ею пользовались льготники и студенты, но со временем она превратилась в универсальный банковский продукт. Особенно после того, как держатели карты получили возможность оплачивать ею проезд в общественном транспорте. Есть планы довести охват населения города этой картой до 100%.

Сегодня банком выпущено 4,6 млн. «социальных карт москвича». При этом в столице банк обеспечил широкую инфраструктурную сеть для бескомиссионного обслуживания социальных карт — около 600 собственных банкоматов, а объединенная сеть банкоматов Банка Москвы, ВТБ24 и ТрансКредитБанка составляет несколько тысяч. При этом в банке не скрывают, что этот проект хоть и является для банка дотационным, но значим.

Опыт «социальных карт москвича» может быть уверенно использован как при создании общероссийской универсальной электронной карты (УЭК), так и в развитии совместного проекта по созданию ко-бренд карты с «Ростелекомом». При помощи такой карты можно будет не только совершать покупки, но и получать доступ на Единый портал госуслуг (а также московский портал госуслуг) и совершать там различные операции, например, отправлять заявление на получение документов.

Кроме того, введение социальной карты позволило на порядок нарастить технические возможности. Специалисты IT-индустрии знают, когда в системе до 1 млн. пользователей, то все легко работает. А затем начинаются проблемы, требующие удваивать пропускную способность информационных каналов с каждым новым миллионом пользователей. По сравнению с начальным уровнем 2001 года мощность процессинга значительно выросла.

Это позволило банку в 2009 году запустить совместный проект с МТС «Легкий Платеж», позволяющий производить оплату различных услуг с помощью мобильного телефона. На сегодняшний день в качестве средства оплаты используется как банковская карта, так и средства на счете абонента. Обороты в данной системе превысили 1 млрд рублей и продолжают непрерывно расти.

В ближайшие годы электронная коммерция во многом будет определять развитие IT-технологий в банковской системе. По мнению Оксаны Смирновой-Крелль, вице-президента Банка Москвы, к концу 2011 года сервисами мобильных платежей будут пользоваться 103,9 млн. человек по всему миру, а доля наличного денежного оборота продолжит сокращаться, уступая электронной коммерции. В русле этих тенденций Банк Москвы уже является флагманом технологий, касающихся дистанционных сервисов.

Территориальная экспансия

Немудрено, что с такими техническими возможностями Банку Москвы стало тесно в Москве. Обычно банки из других городов желают проникнуть на московский рынок. Здесь же произошла обратная экспансия: банк открыл оснащенный по последнему слову техники офис на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Это отделение нового формата — Digital Office, в котором благодаря комбинации современных информационных технологий, дистанционных и интерактивных сервисов меняется традиционное представление о банковском обслуживании частных и корпоративных клиентов.

Впервые у жителей Санкт-Петербурга появился полный круглосуточный доступ к основным услугам банка. Комплекс услуг, предоставляемых в Digital Office, включает в себя автоматизированную зону самообслуживания с круглосуточным доступом к счетам, возможностью проведения платежей, осуществления переводов, а также внесения средств на счета третьих лиц.

Автоматический депозитарий предлагает доступ физическим лицам к арендованным сейфовым ячейкам в любое время суток. Зона расчетно-кассового обслуживания оборудована рециркуляционным электронным кассиром. Такое решение («Сервис одного окна») позволяет специалистам розничного бизнеса проводить операции с наличными денежными средствами, что значительно упрощает для клиента процедуру расчетно-кассового обслуживания и приобретения банковских продуктов у одного специалиста.

«Первый в России Digital Office, объединивший уникальные цифровые технологии новейшего поколения, открылся в феврале нынешнего года в Москве, — прокомментировала Оксана Смирнова-Крелль, вице-президент Банка Москвы. — Уникальность бизнес-модели Digital Office заключается в простоте и возможности оперативного распространения ее на всю сеть банка. Вторым городом присутствия Digital Office стал Санкт-Петербург. К услугам жителей и гостей города на Неве — наши инновационные разработки и круглосуточное банковское обслуживание».

Технические возможности действительно впечатляют. Большая часть операций может быть проведена без участия кассовых и операционных работников — для частных клиентов смонтировано два информационных киоска (с возможностью оплаты услуг сторонних провайдеров и покупки банковских сервисов), один банкомат (с возможностью приема наличных).

Авторизация по карте позволяет клиенту работать с личным кабинетом, который предоставляет доступ ко всем продуктам и счетам, а также возможность проводить операции по любому из них или между ними. Имеется возможность получения информации по задолженности. В ближайшее время к личному кабинету будет подключена система платежей различных поставщиков услуг с возможностью осуществления платежей и картами других эмитентов. Для повышения удобства клиентам банка предоставлена возможность пополнения счетов третьих лиц как из личного кабинета, так и наличными.

Выписка по счетам и поступлениям клиентам банка выдается бесплатно. Личный кабинет представляет и дополнительные сервисы — подключение или отключение SMS-информирования по продуктам клиента. Планируется возможность выдачи виртуальных карт, интерфейс с системами E-commerce и т.д. Инфокиоск оснащен сканером штрих-кодов — для пополнения платежной карты третьего лица или погашения кредита, клиент также может заказать в банке специальную наклейку, что избавляет его от необходимости постоянного ввода 16-значного номера пластиковой карты или 20-значного номера счета. Каждая операция при подключенной услуге, кроме, разумеется, выдачи чека, подтверждается SMS-уведомлением на телефон клиента.

Система управления очередью сейчас есть уже во многих банках. Однако не везде удобен механизм перенаправления от одного специалиста к другому. А люди, как правило, совершают несколько операций. В Digital Office эта проблема решена. Система управления очередью состоит из аппарата и виртуального пульта на рабочем месте операционного работника, с помощью которого может происходить передача клиента от одного сотрудника к другому (к примеру, перенаправление в кассовый узел и т.д.). Все необходимые операции можно выбрать с помощью сенсорного дисплея, реализована функция обслуживания VIP-клиентов.

Немаловажным фактором ускорения и удобства клиентов является и банковский рециркулятор Vertera. Это специальное банковское оборудование, которое необходимо при работе с огромным количеством наличных денег. Позволяет существенно ускорить процессы выдачи или приема банкнот различного достоинства. Наверное, каждый клиент видел, как кассир после пересчета денег в машине начинает разглядывать купюры. В Digital Office этого нет. При помещении купюр в лоток прибор сам определяет сумму и выполняет сортировку банкнот, отбрасывая подозрительные, изношенные и рваные. В нем уже запрограммирован эталон для банкнот.

Одним из наиболее интересных технических решений в Digital Office является возможность использования сейфовой ячейки без присутствия сотрудников отделения. Эта технология позволяет в любое время зайти в офис, взяв с собой только пластиковую карту и ключ от сейфа. Пройдя специальную процедуру идентификации по скану пальца, клиент сможет воспользоваться своей ячейкой.

В последнее время много говорят о модернизации. Но она должна быть для людей, должна облегчать жизнь. Digital Office в Санкт-Петербурге — пример такой модернизации.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру