Было жарко!

«Дакар-2012»: без призов, но с бесценным опытом

23 января 2012 в 17:53, просмотров: 1987

«КАМАЗ-Мастер» давно приучил своих болельщиков к победам. С двадцати последних «Дакаров» команда из Набережных Челнов привезла десять «Золотых бедуинов». Поэтому любая неудача камских автогонщиков воспринимается как сенсация. Даже в период смены поколений пилотов.

Было жарко!

На минувшем «Дакаре» никто из гонщиков «КАМАЗ-Мастер» на пьедестал почета не поднялся. Впервые с 2001 года. Тем не менее бессменный руководитель «КАМАЗ-Мастер» Семен Якубов на традиционной московской пресс-конференции сразу после возвращения с «Дакара» назвал выступление своей команды успешным и отметил, что получил слова поддержки и от болельщиков, и от спонсоров.

В нынешнем «Дакаре» российские экипажи Андрея Каргинова и Ильгизара Мардеева финишировали на четвертом и пятом местах, уступив раллийным асам Герарду де Рою и Хансу Стейси.

«Три „КАМАЗа“ в пятерке лучших — о таком можно было только мечтать, — подчеркнул Якубов. — С учетом смены поколений в команде и непредвиденных трудностей результат замечательный. Да, мы не привезли с „Дакара“ призовых мест, но наша молодежь получила бесценный опыт».

Андрей Каргинов.

Опыт, техническое совершенство автомобилей, поступательное развитие — главные слагаемые успеха на самом культовом ралли-рейде планеты. В этих гонках выигрывает тот, кто четко придерживается выбранной траектории. В том числе в работе со спонсорами: Банк ВТБ 6 лет назад помог «КАМАЗ-Мастер в создании суперсовременного технического центра, поддерживал команду и в пору побед, и сейчас, в момент смены поколений и потери призовых мест не собирается отказываться от сотрудничества. Ведь по сути ничего не изменилось: «КАМАЗ-Мастер» по-прежнему остается самым удачным проектом в российском автоспорте, командой, где работают настоящие профессионалы и фанаты своего дела.

Да, шансы российской команды победить на «Дакаре-2012» были минимальными. Места «зубров» ралли-рейдов Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова, которые на двоих завоевали для «КАМАЗ-Мастер» аж девять «Золотых бедуинов», заняли дебютанты Андрей Каргинов и Айрат Мардеев. Для де-факто лидера команды Эдуарда Николаева минувший «Дакар» стал всего вторым в карьере. Именно нехваткой опыта Владимир Чагин, ныне выступающий в роли тим-менеджера «КАМАЗ-Мастер», объяснил причины неудач россиян на трассе. В частности, вызвавшую широкий резонанс дисквалификацию экипажа Николаева после столкновения на трассе с внедорожником.

«Нынешний „Дакар“ оказался очень „пыльным“, именно в тот момент, когда видимость была затруднена, Эдик и наскочил на один из джипов, — рассказал Чагин. — От удара машина перевернулась, а у грузовика лопнула шина. Пока экипаж менял колесо, чтобы подцепить и перевернуть джип, подмога уже пришла — от других. Получилось, что формально помощи пострадавшим наши ребята не оказали, а карается на „Дакаре“ это очень строго...»

Впрочем, дисквалификацией Николаева проблемы «КАМАЗ-Мастер» не ограничились. Сразу у двух грузовиков — Айрата Мардеева и того же Николаева — из строя вышли моторы. Подобных технических трудностей российская команда не испытывала со злосчастного 2001 года, когда с трассы сошли все четыре машины.

«Объяснить произошедшее действительно очень трудно, — недоумевает Владимир Чагин. — Разумеется, оба движка были протестированы на стенде, никаких дефектов мы не выявили. Будем разбираться».

В конечном итоге честь камской команды пришлось отстаивать двум оставшимся гонщикам — дебютанту Андрею Каргинову и водителю боевой технички Ильгизару Мардееву. И с поставленной задачей они справились, хотя до пьедестала чуть-чуть не дотянули. Российские зрители в этом году могли наблюдать за происходящим в дневнике «Дакара», который шел в ежедневном режиме на телеканале «Россия-2» — телевизионная картинка у французских организаторов была приобретена за счет спонсорского взноса ВТБ. Популярность «КАМАЗ-Мастер» важна для бизнеса ВТБ, который много работает за пределами России, она помогает банку продвигать бренд среди клиентов энергичных, любящих и умеющих принимать решения — тех, кому близка победная философия.

«Мог ли выступить еще лучше, чего не хватило? — переспрашивает Андрей Каргинов. — Конечно, мог! А не хватило опыта. На „Дакаре“ выигрывает тот, кто меньше ошибается. Надо было вести машину еще аккуратней. На одном из этапов решил объехать застрявшего в броде мотоциклиста — по кабину провалился в реку. Думал, не „выплывем“. В целом я доволен, перед стартом грезил попасть в десятку, а не пятерку».

«Результат показали хороший, — соглашается Чагин. — Пока нашей молодежи не под силу выдерживать темп де Роя, Стейси, Алеша Лопрайса. Выше могли подняться только в случае сходов наших конкурентов».

Впрочем, выше камазовцы подняться могли, ведь по ходу всего «Дакара» не ослабевала дискуссия, а соответствует ли грузовик де Роя техническому регламенту? Для улучшения плавности хода хитроумный голландец поднял подвеску на 10 сантиметров выше позволенной величины.

«На бивуаке мы пришли к Герарду и попросили показать его подвеску, — вспоминает Владимир Чагин. — Он глаза спрятал, но машину показал. Действительно — 40 сантиметров вместо положенных 30-ти. А это огромное преимущество! Не знаю, может, у них в Нидерландах подобное в порядке вещей, но я считаю, что де Рой поступил не по-мужски».

По иронии судьбы Герарду де Рою выступить на «Дакаре-2012» помогли... реабилитологи «КАМАЗ-Мастер», а точнее — доктор Сергей Бубновский. Именно он поставил голландца на ноги после травмы спины и неудачной операции на родине. Впрочем, Семен Якубов зла на голландца не держит.

«Де Рой был фаворитом „Дакара“, самым подготовленным гонщиком, поэтому в его победе нет ничего удивительного, он ее заслужил, — заявил руководитель российской команды. — А протест мы не подали потому, что хотим выигрывать в честной борьбе, а не путем дисквалификаций соперников. Не сомневаюсь, что в будущем мы найдем способ опередить де Роя на трассе».

А ведь еще год назад, до решения Владимира Чагина повесить пилотские перчатки на гвоздь, многие говорили о силе российской команды грузовиков в свете слабости ее соперников. Теперь стало понятно, насколько пусты эти разговоры.




Партнеры